Дата публикации:
#1
kontra



профи!
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 11.888
Регистрация: 13.02.2005
Пользователь №: 6.480


Респектов: 3481
-----XXXXX




"Девчата". История фильма


На главную роль - веселой поварихи Тоси - пробовались десятки молодых актрис. Некоторые из них были протеже руководителей Госкино, но режиссер Юрий Чулюкин упрямо браковал их пробы, а девушки в ответ писали на него жалобы в высшие инстанции. Выбранная режиссером Надежда Румянцева на пробах была такой заводной, непосредственной и очаровательной, что ее удалось утвердить без особых споров. Руководитель проекта Михаил Ромм принял решение: "Играть будет эта "пичуга". Хотя "пичуге" был уже тридцать один год.

Актера на главную мужскую роль в "Девчатах" искали уже под Румянцеву. Юрия Саранцева забраковали из-за того, что он "не смотрелся" рядом с Надеждой. Проба Виктора Борцова не понравилась худсовету. Режиссер хотел снимать в главной роли Вячеслава Шалевича и, не дожидаясь проб, отбил ему об этом телеграмму. Но потом попросил у актера прощения: "Слава, понимаешь, Коля Рыбников умудрился за две недели похудеть аж на двадцать килограммов и теперь выглядит для этой роли идеально!" Шалевич не обиделся и сказал, что считает похудание Рыбникова верхом героизма.

В "Девчатах" Рыбникову и Румянцевой нужно было играть любовь, но в жизни они не выносили друг друга. Николай хотел сниматься в фильме со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли не нашлось. И актер заочно невзлюбил "выскочку" Румянцеву. Актриса вспоминает, что сначала на съемочную площадку приехал не "просто Коля, а суперзвезда". Она смотрела на актрису свысока. Николая сердило, что режиссер так "носится" с еще не столь популярной Румянцевой, принимает ее трактовку мизансцен. Но Надежда, ничуть не смущаясь, возражала, мол, фильм называется "Девчата", значит, главная роль у нее и мужское лидерство не пройдет... Режиссеру действительно нравился ее задиристый нрав, он ее поддерживал, и это еще больше злило Рыбникова. На съемках "влюбленные" постоянно препирались. Дошло до того, что из-за ссор актеру никак не удавалось изобразить в кадре пылкие чувства, несколько сцен по требованию режиссера пришлось переснять - и тогда Рыбников заволновался, опомнился и расстался со своей звездностью.

По сценарию герой Рыбникова старше героини Румянцевой. Гримерам "Девчат" пришлось постараться, чтобы зрителю была видна разница в возрасте, хотя актеры были ровесниками. Надежда Румянцева сама придумала себе наряд: сшила легкое пальтишко, а шапку-ушанку взяла у родного племянника.

Пробу Валентины Талызиной на роль Нади забраковали сразу - она не попала в типаж. Роль досталась Инне Макаровой. Макарова вспоминает, что сначала режиссер видел Надю такой тихоней, но она показала более сложный образ. В финале "Девчат" должен был быть эпизод, когда Надя отвергает Ксан Ксаныча, которого не любит, отказывается от предложенной им устроенной жизни. Но режиссер вырезал этот сюжет, что, на взгляд Макаровой, обеднило образ Нади. Она так обиделась, что перестала разговаривать с Чулюкиным и не пришла на премьерный показ фильма.

Люсьена Овчинникова, утвержденная в "Девчатах" на роль Кати, говорила, что сыграла в фильме саму себя. "Режиссер так нас и подбирал - чтобы были похожи по характеру на героинь. Снимались легко, радостно, с удовольствием. Мы по фильму дружили с Тосей - Надей Румянцевой, и я с ней и в жизни очень дружила", - рассказывала Овчинникова.

Роль разбитной красавицы Анфисы могла достаться Кларе Лучко. "Я хорошо помню эту пробу, - рассказала Лучко. - Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли. Я тогда расстроилась - и роль была интересной, и фильм получился замечательным". Анфиску в фильме сыграла Светлана Дружинина. Она говорит, что это одна из ее любимых ролей, потому что до "Девчат" ей предлагали в основном одноплановые роли сельских тружениц: "Я от всего отказывалась, мне это было неинтересно. Анфиса была полной противоположностью тому, что я прежде играла. И я получила большую радость от работы..."

Съемки "Девчат" уже заканчивались, когда все почувствовали: что-то тяготит Юрия Чулюкина. Режиссер становился все более молчаливым и замкнутым. "Я очень хорошо помню, как Юра однажды после съемок сказал мне: "Толя, вот увидишь, этот фильм не имеет будущего", - вспоминает Анатолий Адоскин, сыгравший роль приезжего инженера. - Тогда мне эти слова показались бредом. Но когда "Девчата" вышли на экраны, от критиков не последовало ни единого отзыва, хотя у зрителей картина пользовалась бешеным успехом". "Девчат" растащили на цитаты, но высшее руководство картину не одобрило. На фильм наложили уничижительный штамп - "Развлекательный жанр". Три международных кинофестиваля - в Эдинбурге (1961 год), Канне (1962 год) и Мар-дель-Плата (1962 год) - отметили "Девчат" своими призами. А за роль Тоси Кислицыной Румянцева получила специальный приз - актрису назвали "Чаплином в юбке".

1961 год, лента "Девчата" выходит на экраны СССР. Зрители в восторге, критики морщатся, зарубежные кинофестивали с удовольствием дают награды. Давать их, кстати, было за что. Съемки были не таким уж легким делом. Актерам и съемочной группе временами было тяжело и физически и с профессиональной точки зрения. Например, лесоповал для "Девчат" устроили в павильонах "Мосфильма". Здесь выстроили целый леспромхозовский поселок и на площадке посадили более трехсот больших деревьев.

Часть натурных съемок проходила на Северном Урале в настоящем леспромхозе, в 50-градусный мороз. И вот повариха Тося принесла рабочим еду. Раздала ложки и вилки, а они - металлические. Николай Рыбников взял да и облизал ложку, она вмиг прилипла к губе. Съемку остановили, попытались отцепить ложку - никак. Рыбников, чтобы времени не терять, рванул ложку и оторвал ее с кожей, с кровью. Румянцева была потрясена: "Какой мужественный актер!".

Зато весной и летом съемки перенесли в Ялту, где сибирскую зиму изображали с помощью искусственного снега и поваренной соли. Актеры парились в тулупах и валенках при 30-градусной жаре. Когда герой входил в помещение с "мороза", вместо пара пускали клубы очень вонючего белого газа. Газ без запаха для кино изобрели позже.

Михаил Кокшенов снялся в "Девчатах" в эпизодической роли, но запомнил съемки на всю жизнь. Режиссер Юрий Чулюкин заставил его выпить залпом из графина всю воду. Остановил съемку, только когда актер начал давиться. Киногруппа потом долго не могла отыскать Кокшенова, который с тех пор не может смотреть на графины с водой без ненависти.

А у Михаила Пуговкина, сыгравшего коменданта, никак не получался эпизод, когда ему надо было бросить подушку на кровать так, чтобы она легла углом. Снимали полдня. Наконец Пуговкин психанул, швырнул ее не глядя - и точно попал!

Блестящая комедийная актриса, заслуженная артистка РСФСР Надежда Васильевна Румянцева считает "Девчат" одним из своих лучших фильмов, но склонна преуменьшать свои собственные заслуги. Она говорила: "Когда в руки актрисы попадает хороший литературный материал, трудно сыграть плохо. Борис Бедный, написавший "Девчат", создал такой сценарий кинокомедии о молодежи, что при таком материале надо было только сдерживать актрису. Первые аплодисменты я услышала от рабочих студии, когда там крутили "Девчат" после окончания монтажа. Признаюсь, эти аплодисменты были самыми дорогими".

Между тем, Надежда Румянцева могла и не сыграть в "Девчатах". Когда режиссер Юрий Чулюкин прочитал сценарий будущих "Девчат", он сказал, что это похоже на обыкновенную бытовую комедию, а его задача совсем другая - "сделать яркую, остроумную и популярную картину". Нахальное заявление молодого режиссера стало реальностью. Это одна из немногих картин нашего кино, в которой особенно ярко прописаны именно женские образы. Поэтому к выбору актрисы на главную роль Тоси Кислицыной подходили очень ответственно.

Играть девочку-сиротку, поступившую работать поварихой на лесоповал, мечтали около полусотни актрис. Но вся съемочная группа твердила, что эта роль должна достаться только Надежде Румянцевой. Тем временем та не только не проходила пробы, но даже не читала сценария. Никто не понимал, что происходит, почему не приглашают Румянцеву, - она даже училась вместе с режиссером и уже успешно снялась в его фильме "Неподдающиеся". Но, как говорят французы, шерше ля фам: оказалось, все дело в молодой красавице - жене режиссера.

"Наталья Кустинская, жена Юрия Чулюкина, очень хотела сниматься в "Девчатах", - вспоминает Надежда Румянцева. - Он не мог, да и не хотел пойти против ее воли. В итоге Юра позвонил мне сам: "Надя, ты все-таки не обижайся на меня и приходи на пробы, только я сам появлюсь в последний момент, когда уже нужно будет говорить "Мотор!" Пойми, я боюсь испортить отношения с Наташей, я ее очень люблю". Естественно, я поняла Юру и сделала все, как он просил. До сих пор с улыбкой вспоминаю, как вся съемочная группа, вплоть до осветителя, помогала мне на пробах. Все подсказывали, как Юра объяснял Наташе, чего он хочет от нее в роли Тоси. И когда прозвучало "Мотор!", я уже безошибочно вжилась в этот образ.

Сама Наталья Кустинская (через два года после "Девчат" она прославилась благодаря другой комедии - "Три плюс два") всегда была уверена, что муж специально не хотел снимать ее в своих фильмах. "Он не только сам меня не снимал, но еще старался расстроить мои съемки на стороне", - вздыхает актриса. Точку в затянувшемся споре поставил художественный руководитель проекта Михаил Ромм: "Юра, в назидание всем режиссерам я должен был заставить тебя снимать Кустинскую, чтобы все поняли, что нельзя мешать работу и личную жизнь. Но не хочется из-за этого лишать такой роли Румянцеву. Тося и Надя - это одно лицо!".

К тому времени, как Надежду Румянцеву утвердили, уже почти все актеры были найдены - оставалась только главная мужская роль. Опять начались бесконечные пробы. - "Каждый день я репетировала одни и те же сцены, - вспоминает Надежда Васильевна. - Актеры были самые разные. Я даже просила Юру, чтобы он давал нам разные диалоги, иначе этот текст я заучу настолько, что уже не смогу играть с душой. В конце концов, утвердили Колю Рыбникова. Но и с ним нам пришлось намучиться: к тому времени он был уже очень популярным актером, и многим казалось, что Коля "зазвездился". Но это длилось недолго, недоразумения на площадке быстро закончились".

Алла Рыбникова и Николай Рыбников - популярнейшие актеры отечественного кино середины прошлого века. Она блистала на экране, покорив своей красотой весь мир. Он, не знавший себе равных в ролях простых рабочих парней, был символом советской эпохи. Ей объяснялись в любви всемирные знаменитости. По нему сходили с ума женщины. Мало кто верил в прочность их союза. А они прожили вместе тридцать лет и три года - как в сказке. "Я счастливая женщина, - говорила она. - Я снималась в кино, и меня очень любил Коля Рыбников". Он самым значительным событием в своей жизни считал встречу с ней.

Формула жизни у Николая Рыбникова была - любимая женщина, любимая семья, любимая работа. "Наверное, главным в муже для меня было то, что он однолюб, - сказала однажды Ларионова. - Я всегда была для него лучше всех". ...К моменту, когда они поженились, слава их была в зените. Сегодня их назвали бы "звездной парой". Тогда такое определение еще не вошло в обиход (разве что в фигурном катании). Их осыпали цветами, просили автографы. Бывало, конная милиция разгоняла толпу, чтобы дать им пройти. А в Тбилиси их машину несли на руках целый квартал. Их забрасывали письмами. Ларионова рассказывала, что особенно много их было от уголовников.

Популярность абсолютно не отразилась на Ларионовой и Рыбникове, на их поведении, характерах, отношениях с людьми, не сделала их хуже. Взять, например, съемки фильма "Ко мне, Мухтар!". Во время съемок Аллу Ларионову серьезно покусала собака, но она настояла на повторе опасного дубля, посчитав эпизод из-за "производственной травмы" скомканным. "Мухтара" Ларионова записала себе в актив. "Мной всегда любовались, - говорила она, - а этого мало для актрисы". В данном случае ее героиня, современная мещанка, симпатий, уж точно, не вызывала.

Много лет спустя Клара Лучко скажет: "Ларионова сыграла не в таком уж большом количестве фильмов. Но какое это имеет значение? Можно иметь двести картин, но тебя как актера никто не будет знать. У Урбанского картин десять, но он был, есть и будет Урбанским. Картины Аллы вошли в золотой фонд кино. Снявшись в этих фильмах, она больше могла бы никогда не сниматься. И ее бы знали и помнили".

Не так много фильмов снял и режиссер «Неподдающихся» и «Девчат» Юрий Чулюкин. Но здесь количество и качество тоже нельзя сравнивать. В истории отечественного кинематографа Юрий Степанович занял достойное место. Могли быть и еще фильмы, но весной 1987 года, будучи в Мозамбике на неделе советских фильмов, Юрий Чулюкин упал с 10-го этажа в лестничный пролет гостиницы. Некоторые его знакомые считают, что режиссер очень серьезно и долго переживал тот факт, что власти проигнорировали "Девчат". Это наложило отпечаток на всю его жизнь и могло стать причиной самоубийства. «Юра не мог покончить жизнь самоубийством, - возражает коллегам «Тося» - Надежда Румянцева. - У него тогда как раз появилась новая жена Людмила, и он выглядел совершенно счастливым. К тому же Юра всегда был очень жизнерадостным, ценил каждый прожитый день. Я не допускаю возможности его добровольного ухода из жизни. Думаю, это был несчастный случай. Он облокотился на перила, они проломились - это невозможно подстроить».

Песня Александры Пахмутовой "Старый клен" была написана специально для «Девчат». После выхода фильма на экраны она обрела самостоятельную жизнь, ее распевали всюду. Популярность фильма не удивительная - здесь что ни образ, то судьба. Взять, например, героиню Анфису. Ее сыграла будущий режиссер «Гардемаринов» Светлана Дружинина. Созданный ею образ сексуально-ядовитой красотки Анфисы вряд ли удостоился бы приза зрительских симпатий, но впечатывался в память раз и навсегда. Галерея красивых стерв продолжилась в фильме "Дело было в Пенькове", режиссеры готовы были эксплуатировать этот образ и дальше... Но Дружинина не позволила этого сделать и переквалифицировалась в режиссеры.

Светлана Дружинина уверена, что ее Анфису нельзя назвать отрицательной героиней: "Моя Анфиса говорит, что "им всем только поцеловаться, а как жениться, так никто не хочет". Я знаю таких девчонок очень хорошо и жалею их, потому что они красивы, обаятельны и, казалось бы, независимы, но у них очень много завистников. Их, как правило, не любят в коллективе и зачастую травят. Они очень ранимые. И Анфиса такая". По словам Светланы Дружининой, сейчас есть идея сделать новогоднюю картину с теми же "девчатами", какими они стали сегодня. Но проект пока находится на стадии идеи, конкретных шагов пока никто не делал. Так что обязательно пересмотрите на досуге отличный зимний фильм «Девчата» 1961 года выпуска

gorodfm.ru
User is online!
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 27.04.2024 - 20:07
Мобильная версия | Lite версия