Неврологи исследуют псилоцибин


Твой софтовый форум В 1950-х годах ученые начали изучать так называемые психоделики, а именно псилоцибин из грибов, мескалин из кактусов и синтетический диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД). Британский психиатр Хэмфри Осмонд (Humphry Osmond) придумал название для этого класса наркотических препаратов, основываясь на том, что они изменяют состояние сознания в плане самовосприятия. Эти препараты вначале представлялись перспективными для избавления смертельно больных пациентов от хронической боли и депрессии. Однако, волна неумеренного их потребления в конце 1960-х годов привела к объявлению этого класса препаратов вне закона и остановки исследований. В последние годы было проведено новое уже строгое двойное слепое исследование, которое открыло новую серию свойств этих препаратов. Исследователи сообщают о психическом воздействии и долгосрочных эффектах применения псилоцибина.

Невролог Роланд Гриффитс (Roland Griffiths) с коллегами из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) исследовал эффекты воздействия псилоцибина – наркотического препарата, получаемого из некоторых грибов. Как представляется, воздействие этого вещества сходно с действием серотонина на мозг. Это показало исследование, проведенное на 36 американских добровольцев средних лет, никогда не пробовавшие психоделики прежде. Группа добровольцев включала в себя 14 мужчин и 22 женщины в возрасте от 24 до 64 лет. Большинство из них были выпускниками колледжей, успешно продвигающими свою карьеру и принимающими участие в той или иной духовной деятельности.

Исследования проходили в два этапа и ученые рандомизированно назначали некоторым добровольцам псилоцибин. Другие добровольцы получали метилфенидат, более известный как риталин, который имеет некоторые схожие фармакологические эффекты. Ранее добровольцы несколько раз встречались с командой врачей. Целью этих встреч было наладить доверительные отношения, чтобы добровольцам было комфортно.

Многие исследователи полагают, что собственно психоделическое действие не могло быть вызвано ожиданиями врачей и пациентов, поскольку ни те, ни другие не знали, в каких случаях дается психоактивное вещество. Этот слепой метод работал, поскольку даже опытные врачи-наблюдатели в 23% случаев ошибочно определили применение наркотика. В каждой испытательной сессии добровольцы располагались на кушетке в помещении, напоминавшем жилую комнату. Им надевали на глаза маску, чтобы они не испытывали зрительных искажений восприятия пространства, и наушники, через которые они слушали классическую музыку. Врачи-наблюдатели должны были разговором и прикосновениями успокаивать пациентов, если у них возникало беспокойство.

Сразу после восьмичасовых сессий участников просили заполнить ряд анкет, чтобы исследовать характер воздействия препаратов. Из 36 добровольцев 22 описали так называемый мистический опыт, который заключался в чувстве единства со всеми вещами мира, трансцендентности пространства и времени, а также глубоком и прочном чувстве радости.

В последующих опросах, которые проводились несколько месяцев спустя, 67% добровольцев оценили опыт приема псилоцибина как наиболее значимый в своей жизни, сравнив его с рождением первого ребенка или смертью родителя, а 79% сообщили, что это увеличило уровень удовлетворения жизнью в средней/значительной степени. Независимые опросы членов семей, друзей и сотрудников подтвердили небольшие, но все же заметные позитивные перемены в поведении добровольцев. В настоящее время проводятся дополнительные исследования, чтобы определить, сохранятся ли эти эффекты год спустя.

По мнению Чарли Шустера (Charles Schuster), невролога из Государственного университета Вейна (Wayne State University), предстоящие научные исследования должны показать, каков конкретно механизм действия этого наркотического препарата, и как его можно использовать для паллиативного лечения, а также для лечения алкоголизма и различных форм лекарственной зависимости. В прошлом Шустер был директором Национального института по борьбе со злоупотреблением лекарственными препаратами (National Institute on Drug Abuse). В комментарии к статье он пишет: «Нельзя позволить неправильному применению этих препаратов давать повод к законодательному сокращению их использования в качестве инструментов, позволяющих понять нейробиологию человеческого сознания, самосознания, а также потенциала их применения в качестве терапевтических средств». Само исследование и комментарии были опубликованы вчера на сайте журнала Psychopharmacology.

аФтор Дэвид Биелло
взято с сайта www.sciam.ru