Сегодня в Украине - День скорби и День памяти жертв Голодомора

Твой софтовый форумГолод всегда был страшным спутником в истории человечества. И, как свидетельствует эта история, — он был, прежде всего, следствием частнособственнических отношений в сфере производства, распределения и потребления продуктов питания.

А в прошлом веке ученые еще установили определенную 11 – летнюю цикличность в появлении неурожаев и связанных с ними голодных лет, обусловленных цикличностью развития процессов на Солнце. Наиболее известны в этой области работы нашего соотечественника, основоположника гелиобиологии А.Л.Чижевского. Это дало возможность прогнозировать такие неблагоприятные годы в жизни человечества и предпринимать определенные меры по их преодолению. Способ известен давно, с библейских времен: должен быть запас зерна на случай неурожайных лет.

Голод 1932-1933 годов в Украине является одной из самых трагических и черных страниц в ее истории, а так же истории других народов, входивших в состав СССР. Тяжелейшие природные условия, обусловленные 11-летним циклом солнечно – земных связей и связанной с этим засухой, совпали с апогеем классовой борьбы Советского государства на селе.

С 1990 года по решению ЦК Компартии Украины начали приоткрываться архивные данные о его реальных масштабах. Чем не преминули воспользоваться для переписывания истории на свой лад и в своих интересах «друзья народа» – политические диссиденты – антисоветчики и антикоммунисты, про большую часть которых в народе сейчас говорят метко и более точно: недосиденты или несиденты. Голодомор – это их идеологическое терминологическое изобретение. Кстати, в международном англоязычном тезаурусе такого определения нет. А геноцид, к которому наши «изобретатели» пытаются приравнять свой термин голодомор, — определяется как массовое уничтожение населения, но только по расовому, этническому, национальному или религиозному признаку.

В этом году Украина отмечала 75-ю годовщину трагических событий, связанных с голодом 1933 года.


Масштабы трагедии


По оценке украинского историка Станислава Кульчицкого, число умерших от голодомора в 1932 году составило 144 тысяч человек. Общие демографические потери, включающие неродившихся, он оценил в 443 тысяч. С учетом же долговременного демографического «эха» потери, по его мнению, составили 4,7 миллиона.

Рассчёты Кульчицкого основаны на опубликованных результатах Всесоюзной переписи 1937 года и другой статистистике. Так как численность населения УССР по переписи 1937 года составляла 28 388 тыс., а по переписи 1926 года — 28 926 тыс., Кульчицкий пришел к выводу, что население за 10 лет снизилось на 538 тысяч.

Кульчицкий далее признавал необходимым при оценке людских потерь от голода исключить число смертей, соответствующее ожидаемой естественной смертности в 1933 году. Он предложил признать этот показатель равным среднему арифметическому от показателей смертности за 1927—1930 гг. Естественная смертность за годы, которые непосредственно предшествовали году массового голода, составила в среднем 524 тыс. в год. Исходя из откорректированного уровня рождаемости в 1933 году (621 тыс.), получается, что нормальный прирост численности населения в этом году составил лишь 97 тыс., что в пять раз ниже, чем в предыдущие годы.

Сравнение полученных показателей рождаемости и нормальной смертности за 10 лет межпереписного периода с данными об общей численности населения, полученными в ходе переписей 1926 и 1937 годов, позволяет определить единственный неизвестный показатель — смертность от неестественных причин в 1933 году.

Поскольку естественный прирост за 1927—1936 гг., по подсчётам Кульчицкого, должен был составить 4043 тыс. человек, то, прибавив к этой величине снижение численности населения, зафиксированное переписью 1937 года (538 тыс.), получаем демографический дефицит в 4 581 тыс. человек.

Учёт механического движения населения (прибытия и выбытия), который осуществлялся ЦУНХУ СССР в течение 10 лет, показывает для Украины отрицательное сальдо в 1 343 тыс. человек. При этом следует иметь в виду, что данный вид учёта даёт менее точные цифры, чем учёт естественного движения населения (рождений, смертей, браков и разводов). При корректировке полученной величины демографического дефицита с учётом сальдо миграционного баланса, получаем 3 238 тыс. — цифру, которую, по мнению Кульчицкого, и можно считать величиной прямых людских потерь от голода 1933 года. Определённая неточность этого подсчёта связана с погрешностями государственного учёта естественного, и особенно — механического движения населения (если принять во внимание неточность статистики, то можно говорить о диапазоне от 3 до 3,5 млн. человек). Некоторые историки отказываются принимать во внимание межреспубликанское сальдо миграционного баланса, указывая на невозможность его точного определения. При таком подходе оценки прямых потерь от голода автоматически увеличиваются до 4581 тыс.

Основываясь на данных демографической статистики, можно сделать вывод, что голод 1932 года на Украине стал причиной смерти 144 тыс. человек. Этот голод был следствием конфискации хлебозаготовок из урожая 1931 г., который прекратился летом 1932 года, то есть с новым урожаем. Голод 1933 года стал последствием очередной конфискации хлебозаготовок из урожая 1932 года. В отличие от 1931 г., в 1932 г., в случае отсутствия у крестьян зерна, проводилась конфискация незерновых запасов продовольствия. В результате этого превышение смертности над рождаемостью в украинских сёлах началось уже с октября 1932 года. Апогей Голодомора пришёлся на июнь 1933 года, когда статистические органы фиксировали десятикратно большую, чем обычно, смертность в сёлах. Теперь также известно, что на самом деле было зарегистрировано не более половины случаев смерти. Анализ статистических данных показывает, что от голода умерли в 1933 году 3 238 тис. чоловек.

Кроме прямых потерь от голода Станислав Кульчицкий считает возможным говорить и о потерях опосредованных, выражающихся в падении рождаемости. Он указывает в связи с этим на снижение годового естественного прироста населения с 662 тыс. в 1927 году до 97 тыс. в 1933 году (без учёта умерших от голода) и до 88 тыс. в 1934 году.

Если прямые потери в 1932 году составили, как указано выше, 144 тыс., то общие, включая неродившихся, можно оценить в 443 тыс. человек. Прямые и опосредованные потери за 1932—1933 гг. вместе с демографическим «эхом» 1934 года составляют 4649 тыс. человек. Эти данные, по мнению Станислава Кульчицкого, и характеризуют демографические последствия Голодомора 1932—1933 гг.

» Статистика смертности на Украине за 1933 г. «


P|S: Помним и скорбим

По материалам wikipedia.org