Твой софтовый форум > Тематические форумы > Музыка и Фильмы > "Звёзды"

Народному артисту СССР Вячеславу Тихонову 80 лет

Дата публикации: 15.02.2008 - 21:20
Alkawkin
Народному артисту СССР Вячеславу Тихонову 80 лет!




Любимец миллионов российских зрителей – актер Вячеслав Тихонов – отметит сегодня своё 80-летие. Образы сыгранных им в кино аристократов и солдат, крестьян и рабочих – воплощение идеалов настоящего мужчины. Актеру немного не повезло: накануне юбилея «Штирлиц» оказался в больнице. Сейчас жизнь Вячеслава Тихонова вне опасности. Его самочувствие улучшается. Однако юбилей придется отмечать на больничной койке.
Вячеслав Тихонов просит зрителей не переживать за его самочувствие и собирается вскоре выписаться из больницы. Тем не менее, врачи считают, что необходимо оградить Тихонова от любых стрессов из-за возраста, уточняют «Вести».

Его заслуги перед кинематографом неоценимы. Легендарный Штирлиц из первого советского сериала «Семнадцать мгновений весны» навсегда живет в сердцах зрителей всего мира. Однако он сыграл много ярких ролей в театре и кино («Молодая гвардия», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Утомленные солнцем», «ТАСС уполномочен заявить...» и другие).

Вячеслав Тихонов родился в городе Павловском Посаде Московской области. В 1950 году он окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии и поступил на работу в Театр-студию киноактера. В 1957 году он стал актером киностудии им. Горького.

Его снимали большие режиссеры – Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий. Тихонов не знал простоев и творческих неудач, которые всерьез осложнили бы его творческую жизнь.

Он дебютировал в 1948-м, в легендарном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». В 1950 году, окончив ВГИК, поступил в труппу Театра-студии киноактера. Но славу ему принес не театр, а кино.

Он играл в мелодрамах и исторических эпопеях, в «шпионских фильмах и телесериалах. Его помнят в фильмах «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Оптимистической трагедии».

В телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица. Актёрская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность, и в 1976 году он был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Биография:

Родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Отец – Тихонов Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мать – Тихонова Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. Супруга – Тихонова Тамара Ивановна (1944 г. рожд.). Дочь – Тихонова Анна Вячеславовна (1969 г. рожд.), актриса кино. Сын – Тихонов Владимир Вячеславович, актер.

Вячеслав Тихонов рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице. Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище.

Как и отец, Вячеслав с детства все любил делать сам по дому, мастерить. Поэтому работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан»: кино привозили не часто, и компания жадно смотрела героические картины. Любимые герои: Чапаев – Борис Бабочкин, Александр Невский – Николай Черкасов и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.

Юный токарь тайно мечтал о кино. Тайно – потому что отец видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы он шел в сельскохозяйственную академию. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Там его сначала не приняли. Но в дело вмешался случай. Уже после завершения вступительных экзаменов вгиковский профессор Б.В. Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс.

В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК, мастерскую выдающихся педагогов Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой. В годы учебы в институте состоялся его актерский дебют в фильме Сергея Аполлинариевича Герасимова «Молодая гвардия» (1948); В.В. Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: тщательный подготовительный период, «врастание» актеров в своих персонажей (за время проживания в местах, описанных в романе А.А. Фадеева), многоплановая разработка характеров, доскональное воссоздание среды. Фильм дал творческий импульс не только В.В. Тихонову, но и целой плеяде молодых талантливых актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой, Музе Крепкогорской (в эпизодической роли мелькнула также начинающий ассистент режиссера Татьяна Лиознова). Больше половины этих молодых исполнителей снимались впервые в жизни. Таким образом, фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения отечественных актеров; какие бы роли они ни исполняли впоследствии, их внутренняя творческая общность всегда оставалась явственно ощутимой
Между тем Вячеслав Васильевич, в отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал. Ситуация выглядела явно парадоксально еще и потому, что актер не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки.

Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актерской индивидуальности Вячеслава Васильевича: он успел заявить о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным в Театре-студии киноактера (В.В. Тихонов работал там с 1950 года).

В 1957 году в судьбе Вячеслава Васильевича наступил долгожданный перелом: на киноэкраны вышел фильм С.И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной, как будто бесконечной (и при этом все-таки преходящей) повседневности. Казалось бы, на экране это могло легко обернуться фальшью (тем более, что облик актера определенно не вязался с ролью тракториста) – однако зрители приняли Матвея Морозова. Они, похоже, почувствовали, что истинная драма героя заключалась не в его несчастливой любви, а в его внутреннем несоответствии предлагаемым обстоятельствам. Ведь Матвей Морозов, в конечном счете, оказывался не «бытовым» персонажем, а (до некоторой степени даже условным) романтиком-мечтателем. Это было даже подчеркнуто в сцене «видений» героя, когда ему грезились фантастические трактора будущего. Иными словами, зрители обнаружили, что тихоновский герой не совсем таков, каким кажется поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек».

Так Вячеслав Васильевич обрел свою актерскую тему, так началось его многолетнее творческое содружество с С.И. Ростоцким.

В своем следующем фильме – «Чрезвычайное происшествие» (1958, режиссер Виктор Ивченко) актер сыграл одесского матроса Виктора Райского, веселого и вроде бы бесшабашного парня, который становится настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей (не ожидавших от Райского таких подвигов) и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. И если для врагов это качество персонажа обернулось – пускай и неполным – провалом их планов, то для зрителей надежный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно безоговорочно доверять. Неудивительно, что фильм стал чемпионом проката 1959 года.

После кинокартин «Дело было в Пенькове» и «Чрезвычайное происшествие» в Тихонова поверили и режиссеры. Вячеслав Васильевич за короткий срок сыграл шесть значительных, разноплановых ролей в фильмах: С.И. Ростоцкого «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е.И. Ташкова – «Жажда» (1959), М.А. Швейцера – «Мичман Панин» (1960), Л.Д. Лукова – «Две жизни» (1961), С.И. Самсонова – «Оптимистическая трагедия» (1963).

Действие первых трех фильмов происходило в годы Великой Отечественной войны; таким образом, у Тихонова появилась возможность более выпукло показать героизм, романтичность и благородство своих героев. Особенно удачной была роль Безбородько в фильме «Жажда», в которой актер отчасти предвосхитил своего Исаева – Штирлица. Более того, именно эта роль показала, что в отечественном кино появился новый талантливый актер, который способен даже манерой носить форменную одежду охарактеризовать героя. И Тихонов, развивая успех, сыграл героев уже из более отдаленного прошлого, из пред- и послереволюционных лет. И мичмана Панина (в фильме Швейцера), и князя Сергея Нащокина (в «Двух жизнях»), и Алексея (в «Оптимистической трагедии») объединяло то, что все эти персонажи были органически присущи актерской природе Тихонова, работали на развитие его внутренней темы. Мичману Панину удалось осуществить блестящую операцию по освобождению заключенных из Кронштадтской крепости, а затем – обмануть своих противников в России. Князь Нащокин, напротив, не вводил в заблуждение никого, кроме самого себя, и поэтому оказывался проигравшим... Наконец, Алексей порывал с анархистами потому, что был умнее и глубже их, и показывал окружающим, что он не стал «положительным» героем по мановению волшебной палочки, а был таким изначально.


Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерской карьеры: он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). Эта роль потребовала от актера полной самоотдачи, и Тихонов, подобно всем участникам съемок, работал с неимоверным напряжением сил. Тем не менее работа Вячеслава Васильевича была прохладно принята критикой (зрители рассудили иначе), да и сам режиссер остался ею как будто не вполне удовлетворен. Однако время, прошедшее после выпуска фильма на экраны, сделало очевидной правоту актера. Стало заметно, что Болконский Тихонова не только опережает свое время, но и... отстает от него, поскольку является в глубине души неиспорченным идеалистом. Он, скорее, принадлежит не описанной Толстым эпохе, а всем временам сразу. Стало быть, если не требовать от актера невозможного, такую трактовку следует признать, по меньшей мере, убедительной.

После столь сложной и изнурительной роли Вячеслав Васильевич блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме С.И. Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1969). Мельников стал идеальным героем (в лучшем смысле этого слова), и даже – образцом для подражания. За эту работу В.В. Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.
Новые, несколько неожиданные краски (например, самоиронию) добавили к актерской палитре Тихонова роли в фильмах Сергея Александровича Соловьева «Семейное счастье» (новелла «От нечего делать», 1969) и «Егор Булычев и другие» (1971). Вячеслав Васильевич вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Татьяна Михайловна Лиознова) он сыграл самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица. Актерская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность (а в 1976 году – и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых): это был настоящий триумф. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер; его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актерской работы в кино. Внутренняя тема актера получила в этой роли законченное воплощение, ибо герой проявлял свою «двойственность», потаенные качества характера не один раз, как в прежних фильмах, а постоянно. Но это еще не самое главное актерское достижение Тихонова. Если кинематографические время и пространство родной страны полковника Исаева напрочь исключали для него возможность сколь-нибудь полнокровного существования, то штандартенфюрер СС Штирлиц являлся экзистенциальным героем, ибо в этой ипостаси полковник Исаев проживал не свою, а чужую, почти что запретную жизнь. Можно сказать, что Тихонов и Лиознова как бы «доиграли» сюжеты таких фильмов конца 1940-х годов, как «Молодая гвардия» и «Подвиг разведчика», придав полную жанровую завершенность теме тайной (подпольной или разведывательной) борьбы с фашистами.

К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии И.А. Гостева «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981), в фильмах «Они сражались за Родину» (1975, режиссер С.Ф. Бондарчук). В 1977 году актер сыграл главную роль в фильме С.И. Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», несколько видоизменив главное направление своих творческих поисков. Иван Иванович (впервые в карьере Тихонова) оказался настолько цельным, равным себе персонажем, что ему уже не надо было никому ничего доказывать. Эта роль, за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии, вероятно, и стала своеобразным камертоном во взаимоотношениях Тихонова с героями, которых он сыграл впоследствии в фильмах «ТАСС уполномочен заявить...» (1984, режиссер В.П. Фокин), «Европейская история» (1984, режиссер И.А. Гостев), «Убить дракона» (1988, режиссер М.А. Захаров), «Бесы» (1992, режиссеры И.В. Таланкин, Д.И. Таланкин), «Утомленные солнцем» (1994, режиссер Н.С. Михалков) и др.
Помимо упомянутых, В.В. Тихонов сыграл в кино и на телевидении много других больших и малых ролей в фильмах: «В мирные дни» (1950), «Максимка» (1952), «Сердце бьется вновь» (1956), «Карусель» (1970), «Человек с другой стороны» (1971), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «... И другие официальные лица» (1976), «Отпуск за свой счет» (1981), «Однолюбы» (1982), «Апелляция» (1987), «Любовь с привилегиями» (1989), «Призраки зеленой комнаты» (1991), «Кодекс бесчестия» (1993), «Несравненная» (1993), «Провинциальный бенефис» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Авантюра» (1995), «Зал ожидания» (телесериал, 1995), «Милый друг давно забытых лет...» (1996), «Сочинение ко Дню Победы» (1997).
Вячеслав Васильевич Тихонов – народный артист СССР (1974), Герой Социалистического труда (1982), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 1993 году на II Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь» он был награжден премией за выдающийся вклад в славянский кинематограф.
В.В. Тихонову посвящен документальный фильм С.И. Ростоцкого «Профессия – киноактер».
Вячеслав Васильевич – страстный футбольный и хоккейный болельщик, долгие годы является поклонником «Спартака». Увлекается зимней рыбалкой. Его любимое произведение – роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимый кинофильм – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.
Живет и работает в Москве.

Фильмография:

1948 — Молодая гвардия — Владимир Осьмухин
1950 — В мирные дни
1951 — Тарас Шевченко
1952 — Максимка
1956 — Сердце бьётся вновь
1957 — Дело было в Пенькове — Матвей Морозов
1958 — Чрезвычайное происшествие — матрос Виктор Райский
1959 — Майские звёзды
1959 — Жажда — Безбородько
1960 — Мичман Панин — мичман Панин
1961 — Две жизни — князь Сергей Нащокин
1962 — На семи ветрах
1963 — Оптимистическая трагедия — Алексей
1967 — Война и мир — Андрей Болконский
1968 — Доживём до понедельника — Илья Семенович Мельников
1969 — Семейное счастье — Капитонов
1970 — Карусель
1971 — Человек с другой стороны
1971 — Егор Булычёв и другие
1973 — Семнадцать мгновений весны (Сериал) — Штирлиц
1974 — Фронт без флангов
1976 — Они сражались за родину — Стрельцов
1976 — ...И другие официальные лица
1976 — Повесть о человеческом сердце
1977 — Белый Бим Чёрное ухо
1978 — По улице комод водили…
1978 — Фронт за линией фронта
1979 — Профессия — киноактёр
1981 — Отпуск за свой счёт — голос за кадром
1982 — Фронт в тылу врага
1982 — Однолюбы
1984 — Европейская история
1984 — ТАСС уполномочен заявить… — Константинов
1985 — Битва за Москву — чтение текста
1987 — Апелляция
1988 — Убить дракона — Архивариус
1989 — Любовь с привилегиями
1991 — Призраки зелёной комнаты
1992 — Бесы — Тихон, Архиерей На Покое
1993 — Несравненная
1993 — Провинциальный бенефис
1993 — Кодекс бесчестия
1994 — Бульварный роман
1994 — Утомлённые солнцем — Всеволод Константинович
1995 — Авантюра
1996 — Милый друг давно забытых лет…
1998 — Зал ожидания
1998 — Сочинение ко Дню Победы
2006 — Глазами волка
2006 — Андерсен. Жизнь без любви — человек с добрыми глазами


neoaeon
Совесть нашего кино!Уважаю безмерно,как человека и актёра!Мои поздравления!
Солнышко
Прекрасный артист. С удовольствием смотрю фильмы с его участием.
Поздравляю!
JIABP
Недумай о секундах с высока... Поздравляю!


Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке: Народному артисту СССР Вячеславу Тихонову 80 лет
SoftoRooM © 2004-2024