» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
Еще раз о колоколах и билах
Виктор Григорьевич Шариков, иерей Игорь Капреллянц
Любим и постоянно читаем журнал "Русский Дом", в котором черпаем надежду на возрождение мощи России и ее духовного ядра - Русской Православной Церкви. Однако были удивлены и раздосадованы помещенной в 3-м номере журнала за 2001 год статьей "Осторожно: плоские колокола!", о возрождении нашего православного звона и роли в нем бил (клепал).
В статье упоминаются слова Святогорца (одного из монахов русского Свято-Пантелеимонова монастыря, написавшего свою книгу в 1890-х годах), а Святогорец в своем письме действительно говорит о том, что звуки бил напоминают пророков Ветхого Завета, а звуки колоколов - Благовестие Евангелия и добавляет: подобно тому, как Ветхий Завет согласен во всем с Новым, так и звуки бил, переходящие затем в звон колоколов, напоминают об этом согласии.
Еще никто не отменял действующий сегодня Устав богослужения (Типикон), в котором предусмотрено использование для звона 4 видов инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое било (клепало) и колокола. Причем Устав не указывает их количество, формы и материал, не противопоставляет, а, наоборот, согласовывает их гармоничное совместное применение в соответствии с торжественностью.
Именно поэтому многие монастыри и храмы, возрождая сегодня у себя православный звон, стараются сделать это с учетом требований Типикона и традиций, существовавших в России сотни лет. А традиции таковы, что била существовали на Руси с ее Крещения и до революции 1917 года. История их использования делится на три этапа:
1. До XV века на Руси в церковном звоне храмов применялись только била. Это было вызвано, в частности, отношением православного народа к колоколам как к чужеродным инструментам. Вспомним хотя бы преподобного Антония, одного из основателей Киево-Печерской Лавры, который после возвращения со Святой Горы Афон писал: "В било звонят по ангелову внушению, в колокола латыняне звонят". Первые колокола в основанном прп. Сергием Радонежским Свято-Троицком монастыре появились лишь через 30 лет после его кончины.
2. С началом объединения Руси вокруг Московского княжества великие князья и цари стали усиливать Русскую Православную Церковь, борясь за ее независимость от Константинополя, строя новые храмы и монастыри, развивая колокольное дело и ад. Колокола стали все чаще использоваться в церковном звоне, заменяя била. Но даже в середине XVII века большая часть русских храмов и монастырей имела только била. И это не случайно, ведь бронза была дорогостоящим дефицитным материалом.
3. Только с началом массового производства колоколов в петровские времена началось быстрое замещение бил. Но била применялись в России совместно с колоколами вплоть до революции (Новоиерусалимский монастырь, Киево-Печерская Лавра и др.) и особенно в старообрядческих приходах Сибири, Алтая и некоторых районах Центральной России.
Начав возрождать забытые традиции православного звона в нашей стране в 1980-х годах, мы сперва вспомнили о колоколах, а затем уже о билах. Хорошим примером в этом плане служат обители Святой Горы Афон, Болгарии, Сербии и других православных стран, где не было такого погрома церквей, как в России, и где била и колокола совместно участвуют в церковных звонах. Там уже сотни лет используются металлические била в виде железных плит, дуг, сковородок и т.п. Они часто плохо звучат, ржавые, оббитые, но менять их на новые никто не собирается.
Плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука. Вот почему "плоские колокола" стали часто применять в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов.
Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз! Более того, они певучее и прочнее обычных колоколов; меняя вес и материал молотков, место удара, звонарь имеет больше возможностей для создания различных композиций звонов. Била могут использовать как с обычными колоколами, так и самостоятельно, без них. Нарушается ли при этом Устав богослужения? Думается, нисколько. Ведь было время, когда колокола заменяли била, теперь била возвращаются в православный звон. И это прекрасно!
С уважением,
Виктор Григорьевич ШАРИКОВ,
руководитель Московского колокольного центра; иерей
Игорь КАПРЕЛЛЯНЦ,
настоятель Смоленского храма, с. Воронине Московской епархии
Вибрирующие пластины из бронзы, различные по размеру и весу, с помощью рук человека издают очень мелодичные звуки. Издали похоже на колокольную звонницу, но вблизи совершенно потрясающее ощущение. Поёт всё вокруг, вибрация пронизывает всё что находится рядом, ощущение, будто поёт и вибрирует весь окружающий тебя воздух. Музыка погружает в медитативное состояние, некоторые люди плавно оседают на траву и закрывают глаза, некоторые непротив и прилечь.
Александр Иванович Жихарев — изобретатель данного инструмента и руководитель музыкального коллектива "Поющая Бронза",
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
Дата: 2003
Формат: mp3 320 kbps
Размер: 105 Mb (incl. 5% recovery)
Исполнитель: Александр Жихарев при участии Натальии Никольской - звонаря театра "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева
В Москве есть парк музей-заповедник Коломенское, в котором каждые выходные происходит маленькое чудо. Гуляя в запослеобеденное время по парку вы не сможете не выйти на кристальный звук, как вам сначала покажется, колоколов, который не просто манит к себе, нет, - его последствия гораздо более глубоки: он уносит.. и вы становитесь одним из многих создавших симетричное кольцо вокруг человека извлекающего небесные переливы из бронзовых пластин и обязательно не меньше получаса не будете верить, что это не колокола. что это просто бронзовые пластины
Ансамбль звонарей «Святолитие»: Александр Жихарев (художественный руководитель, на фото); Александр Чайка, Николай Головлев
"Поющая Бронза" - видимо, рабочее название группы - или название программы/диска
Как видите, требуются уточнения и дополнения! Давайте напишем историю этого чуда на наших страницах. А пока - слово В.Павлову:
"В наши нелегкие времена все еще существуют редкие по красоте духовные оазисы. Мне хочется рассказать об одном из них. Речь идет об очень красивой музыке, которая звучит каждую неделю в Коломенском. Это истинно русская музыка. Сотни людей возвращаются сюда, чтобы снова ее послушать.
Сказать, что эта музыка хороша - ничего не сказать. Ее надо слышать. К счастью, мне удалось познакомиться и разговориться с ее создателем, именно создателем, а не композитором. Я написал об этом небольшой очерк. Пусть нижеприведенный текст не покажется вам экзальтированным – эта музыка достойна того, чтобы люди знали о ней.
Итак, речь пойдет о создателе этого направления - Александре Ивановиче Жихареве. Биография у него самая обыкновенная. Родился он в 1951 году в селе Хорошево, где сейчас находится московский район Хорошево-Мневники. Образования он общего, никакого специального не получал. После армии работал шофером, затем уехал по комсомольской путевке в Набережные Челны на строительство Камаза, позже работал на заводе ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов) и отливал там колокола. В 80-е годы Александр Иванович служил звонарем в Кремле и в Храме Христа Спасителя, - и всюду он в поиске воплощения своей мечты. В 1988 году он нашел форму, сопоставимую по звучанию с традиционными колоколами и решил назвать ее «Било иконное». Это были плоские, бронзовые и латунные доски, различные по размеру и весу, издававшие, удивительно красивые, непохожие ни на что звуки.
Александр Иванович - человек незаурядный и необыкновенно талантливый. Он создал это направление - музыка на плоских колоколах или билах – так называют его инструмент.
Само название било, - старинное. Вот краткие сведения о нем.
В первые века христианства в Римской империи и других местах было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представлявшие собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками.
Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где долгое время не прибегали к употреблению колоколов как таковых, пользуясь по примеру Византии билом.
Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба - грома небесного. То есть были звуки, но не было мелодий.
Известна такая цитата : «И повелел Сергий звонить в било.» Это из «Жития Сергия Радонежского», автор Епифаний Премудрый.
Красота этой музыки необычайна, эмоциональное воздействие очень сильное. Ее трудно описать. Это не простой колокольный звон. Звуки очень долгие по продолжительности, грустные, щемящие так сильно проникают в душу, что невозможно их забыть.
За рубежом его колокола назвали плоскими. Их сейчас отливают в Италии, и звучат они во многих странах Европы. Их можно услышать в театре имени Немировича-Данченко и в Мариинке. Они находятся не менее, чем в 150 церквах, в том числе и вблизи Троицево-Сергиевой Лавры.
Только в одной Москве жихаревские колокола есть в 30-ти Храмах. Но более всего он любит звучание своих колоколов в маленьких сельских церквах, где звук било разносится далеко по окрестностям.
В 1991 году он запатентовал свое изобретение в России, а на международный патент денег не было, поэтому пользуются его изобретением бесплатно и даже не знают, кто создатель этого уникального музыкального инструмента.
Впрочем, для нашей страны эта история неудивительна.
И звучат теперь во многих Церквах в России звонницы на билах. Часто звуки било и колоколов слышны вместе, они, на редкость удачно, дополняют друг друга.
Александр Иванович сам обучает звонарей. Он много ездит по стране со своими единомышленниками, - так возник маленький ансамбль «Светолитие». Вот только официального признания Жихарев не получил. Работает на голом энтузиазме. А жаль...
Эта великая музыка является национальным достоянием России. Она достойна того, чтобы ее слушали и знали по всей стране.
Многие из услышавших впервые эти чудесные мелодии, приходят вновь и вновь в Коломенское. Приходите и вы! В воскресенье в три часа пополудни."
Такая вот история. Теперь и все желающие могут услышать эту музыку. Правда, для неё уж точно mp3 является только ознакомительным вариантом, даже родной CD куцевато звучит в совецких квартирах, на балконе, чтоль, слушать? Остаётся Коломенское, по выходным, начиная с Пасхи (по-моему, единственный день, когда выносится и басовая часть инструмента, на этом диске она тоже есть), всё тёплое время года, с обеда и, подчас, до сумерек.
***
"Данная работа - первая попытка профессиональной записи музыкального инструмента, который представляет собой ладовый подбор бронзовых пластин (бил, плоских колоколов), изобретённого и изготовленного колокололитейщиком, звонарём Александром Жихаревым.
В 1988 г. в результате целенаправленного поиска была найдена форма била, которая, несмотря на внешнюю простоту, оказалась способной давать сопоставимые с колокольными по красоте и силе звучания.
Запись проводилась без репетиций, без дублей, все мелодии не имели заранее продуманной музыкальной формы и возникали непосредственно во время записи 12 октября 2002 г. у храма Вознесения в музее-заповеднике Коломенское."
В записи также принимала участие Наталия Никольская - звонарь театра "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева.
Да, действительно, на записи слышны "разговоры птиц" и люди: специалисты посоветовали не удалять их для придания музыке ещё большего объёма. Я так думаю, что у этих звуков есть и ещё одна функция: привязать музыку к нашему реальному, вещному миру, уж больно она неземная!
Как уже неоднократно повторялось, это импровизационная музыка, посему названия треков отсутствуют, их можно объединить общим названием - музыка души. Разные души рождают разную музыку, поэтому Александр Иванович ищет людей с поющей душой, желающих играть на билах. По его мнению, очень яркая и необычная музыка получается у детей, и он охотно даёт всем подошедшим детям попробовать поиграть. Правда, подчас это вызывает протесты разомлевших под солнцем и пивом пузатых мужчин, внимающих рядом на травке, ну так что ж...
В проекте есть ещё два, а то и три диска, однако, не всё понятно с возможностями записи и тиражирования, так что пока ждём. Желающие получить наиболее свежую информацию из первых рук, а то и просто поблагодарить или предложить помощь, могут обратиться к Александру Ивановичу по его телефонам (8-916-133-33-50 или (495)530-60-46), он разрешил, да и на обложке диска они есть.
FLAC:
http://stream.softoro...folder/1505280
http://stream.softoro...folder/1525469
http://stream.softoro...folder/1534882
или
https://softoroom.org/...B_f_.part1.rar
https://softoroom.org/...B_f_.part2.rar
https://softoroom.org/...B_f_.part3.rar
MP3:
http://stream.softoro...folder/1538177
http://stream.softoro...folder/1541247
или
https://softoroom.org/...B_m_.part1.rar
https://softoroom.org/...B_m_.part2.rar
пароль: 2003
Фотографии
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «