Вот кое-что нашел:
Spore
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
04.09.2008 от Dmitry
Так вышло, что вчера вечером запустил сильно ожидаемую много кем игру Spore. Сначала играл до 4 ночи, потом, проснувшись, уже не помню до скольких. В общем, не все ж про самооборону с фехтованием рассказывать. Поделюсь наболевшим.
Забегая вперед: Spore – парадоксальная игра, с которой просто обязательно надо повозиться. Предупреждаю, что дальше идет подробный рассказ, не оставляющий места для сюрпризов. Типа спойлеры.
В начале игры выбираешь планетку и жмешь старт. Разницы нет – я взял ту, на которой цветовая гамма больше понравилась. Надо назвать эту самую планетку и свою расу. Должен обратить внимание на то, что в обоих случаях на помощь приходит генератор случайных имен, работающий вполне пристойно. Почему это важно – объясню потом, в самом конце длинной истории про игру.
Первый выбор в фазе амебы – пищевой рацион. Можно жрать траву, мясо или и то и другое. Я не стал раздумывать и выбрал путь хищника, рассчитывая всю игру провести в шкуре чудовищного монстра, жрущего и убивающего всех и вся. Просто захотелось определиться со стратегией развития, вот и определился.
Дальше начинается сама игра. Стадия амебы меня просто покорила. Это великолепная тупая аркада с очень хорошей графикой. Плаваешь и жрешь других существ – достаточно полное описание процесса. Поражает отлично переданный масштаб происходящего. На фоне плавают какие-то непонятные тени, причем через некоторое время становится понятно, что это, скажем, глаза каких-то совсем нереально гигантских тварей. Пугает и реально впечатляет.
Самое приятное в этом этапе то, что когда жрешь мясо – растешь. С каждым скачком роста происходящее вокруг претерпевает изменения. Эти жуткие фоновые ктулху невообразимого размера превращаются в неких очень крупных животных, от которых можно только убегать. Затем, когда амеба вырастает еще больше, она догоняет этих тварей по размеру, а потом и обгоняет. Создания, один глаз которых внушал трепет, начинают улепетывать от нашей амебы со смешным писком. Очень круто.
Поедание пищи заполняет длинную шкалу, похожую на стандартную полоску опыта во всех обычных кРПГ. Когда шкала заполняется – мы выходим на поверхность, но всему свое время: стадия амебы стоит того, чтобы рассказать о ней подробно, ничего не забыв. Помимо заполнения этой шкалы, поглощение пищи увеличивает количество баллов ДНК – валюты первых двух стадий игры.
В воде можно найти дополнительные фрагменты – всякие усики, щетинки, вертелки и колючки. Все они в той или иной степени полезно сказываются на возможностях нашей амебы. Для того, чтобы модифицировать амебу, нужно нажать кнопку «брачный зов» и спариться с существом нашего же вида. Половых различий в игре, кстати, нет – все поголовно гермафродиты. И вот тут врубается редактор.
Spore стоит посмотреть хотя бы из-за редактора. Он безумно крут. Я лично соорудил большую часть ангелов из Евангелиона, потому что так захотел. Ну и всяких уродцев потешных тоже наклепал изрядно. А вообще сейчас в Споропедии – это глобальная интернет-свалка созданных существ – около трех миллионов записей. Конечно, большая часть из них – это ходячие пенисы. Но интересных экземпляров тоже дофига. Редактор можно спокойно скачать из интернета по ключевым словам Spore Lab Creator Demo, кажется.
Итак, в процессе спаривания мы апгрейдим наш биологический вид, прикручивая найденные щетинки и колючки. Не бесплатно – чем больше баллов ДНК, тем более навороченное животное удается соорудить.
После заполнения всей шкалы нам предлагают прилепить к бывшей амебе ноги и в таком виде выползти на сушу. Кстати, все эти щетинки и шипчики полностью теряют свое значение – их можно оставить в качестве украшения, тем более что потом именно такие же детали взять будет уже негде, а можно просто выкинуть – дело вкуса. Не помню только, стоят ли они чего-либо на этот момент, то есть не отбирают ли баллы ДНК за счет своего наличия. Я лично выкинул все нафиг.
Вообще после прохождения стадии амебы я решил, что имею дело с шедевром. О том, что стало с этим решением в дальнейшем – в следующей части рассказа.
Spore, часть 2
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
05.09.2008 от Dmitry
Сначала хотел рассказать историю одного вида – самого первого, хищного. Но поиграл еще несколько раз, в других вариациях, поэтому рассказывать буду про все сразу.
У каждой стадии игры есть три возможных результата. В зависимости от выбранной стратегии поведения амеба превращается в травоядное, плотоядное или всеядное животное. На одном конце шкалы травоядность и пацифизм, на другом – хищничество и мочилово. Если питаться мясом и убивать других животных, то шкала будет отклоняться в сторону хищничества. Поедание травки, наоборот, улучшает карму. Результат, к которому в результате приходим, обеспечивает специальные бонусы для всех последующих стадий. Иногда довольно крутые бонусы.
Немного отвлекусь: в Spore разработчики запихали систему достижений, популярную на Xbox. Прошел через все этапы одним существом – достижение. Собрал все 6 фрагментов на этапе клетки – достижение. И так далее. Мне лично система достижений в такой реализации не нравится тем, что этих достижений слишком много, они вручаются буквально за всё. Становится непонятно, какие из достижений круты, а какие не очень. Ну да ладно, хватит уходить в сторону.
Так вот, животное. С ногами. Вышло на берег и офигевает. Делать можно и нужно вот что:
А) Жрать. Хищники едят мясо других животных, травоядные предпочитают ярко-оранжевые фрукты, а всеядные хавают и то и другое, но еды им нужно побольше.
Б) Собирать фрагменты для дальнейшей эволюции. Процесс спаривания осуществляется примерно так же как у амебы. Фрагменты добываются из скелетов, валяющихся повсюду, а также при выполнении следующего пункта.
В) Дружить с другими видами или уничтожать их. Тут все зависит от желания, стиля игры и найденных фрагментов. Очевидно, хищником уничтожать другие формы жизни выгоднее, чем травоядным – не пропадает добро. Эту тему раскрою поподробнее.
Есть 4 вида атаки: укус, удар с разбега, удар, плевок. Укус – основная атака, больше всего повреждений в бою наносится именно укусами, идущими один за другим почти без перерыва. Удар – альтернатива укусу, наносится реже, но зато сразу по нескольким целям. Плевок и удар с разбега слабее, хотя плевками можно действовать вполне эффективно. Кусать могут все существа, потому что рот есть у всех. Остальные атаки требуют наличия специальных приспособлений.
Также есть 4 вида социальных действий: пение, танец, кокетство и позирование. Петь могут опять-таки все существа. Для танцев нужны ноги с нормальными стопами – стартовые стопы танцевать не способны. Для кокетства используются всякоразные украшения типа антеннок, помпончиков, кисточек и спиралек. А позировать могут только существа с руками. Не имеет смысла обсуждать преимущества и недостатки тех или иных социальных действий, так как если уж идешь по пути пацифиста-дипломата, то приходится использовать все опции.
Другие виды могут относиться к нам нейтрально или враждебно. С нейтральными можно подружиться, делается это следующим образом. Подходим, выбираем мирную стойку и кликаем на животное. После краткого обмена любезностями нейтральное животное начинает петь, танцевать и так далее. Мы должны повторить то, что оно делает. Причем тут следующие факторы задействованы: количество ихних и наших существ – чем больше численный перевес, тем лучше; качество органов, ответственных за социалку; статус существа, с которым устанавливаем контакт. Кажется все. Ну и уровень сложности, конечно. Если договориться получилось – отлично, повторяем еще два раза, после чего с видом заключается союз, а мы получаем награду в виде фрагментов для эволюции, эквивалентную той, которую бы получили, убив всех нафиг. Впрочем, если их убить, то кроме фрагментов получим еще и мясо!
Убивание враждебных или нейтральных существ достаточно примитивно, при этом довольно весело. Клик-клик-клик – труп. Более подробно описывать смысла нет.
Интересно вот что: если играешь за настоящего пацифиста вегетарианца, не способного к насилию, то со следующего этапа, соответственно, уже была перенесена спецспособность «песнь сирен», временно успокаивающая агрессивных животных. Успокоившихся можно обработать кокетством, позированием, танцами и пением. Именно так я и прошел эту стадию на максимальном уровне сложности.
Перечислю еще несколько очень приятных фишек. Извержения вулканов, от которых все животные в панике бегают куда попало. Корабль пришельцев, похищающий панически улепетывающих мюмзиков. Большие одинокие животные, которых также можно уболтать и принять в стаю, а можно и прирезать. Совсем огромные монстры, от которых приходится только убегать… впрочем, надо будет попробовать такого завалить.
Существо – гениальная стадия игры. Если бы эта тема была раскрыта раз в 10 более подробно – игра была бы шедевром. Заметьте, я уже не говорю что она – шедевр. Окончание следует.
Spore, часть 3
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
06.09.2008 от Dmitry
Думал уложиться в три части, но понял, что не получается. Ладно, продолжаем разговор.
Предыдущая стадия по геймплею напоминает, как ни странно, World of Warcraft. Разумеется, без многопользовательской части. В принципе, оно похоже на вообще любую РПГ, но почему-то ассоциации в основном именно с WoW.
При переходе на следующую стадию нас отправляют в конструктор. Главное тут – снабдить нашу детинушку руками. Хотя вообще руки – настолько полезная вещь (удивительно, нда), не припомню ни одного раза, когда я не приделывал бы их при первой возможности к примитивной лягушке, только вылезшей из воды. Кроме наличия рук с кистями рекомендую обратить внимание на какие-нибудь ноги побыстрее. Ноги, кстати, не обязательны – я попробовал сразу после амебы проходить этап существа без них. Долго, но вполне реально – даже ачивмент специальный дали. А вообще все эти навороты типа зубов, рогов и антеннок для кокетства теряют свое значение полностью – мы ведь теперь цивилизованные люди, подобных себе убиваем не зубами, а топорами и копьями.
После выхода из конструктора наблюдаем офигительный мультик. Наше существо к этому моменту должно обладать руками – без них не пропустят. Существо находит в гнезде палку, его осеняет, оно начинает долбить ей по земле с тупейшими угугуканиями под пафосную возвышенную музыку. Затем подбрасывает палку вверх с торжественным воплем счастья. Палка падает и бьет по башке, но это ничего – сразу же после удара существо додумывается до спичек, разводит костер и берет в руки посох вождя племени.
Итак, племя! У нас есть:
А) Вождь, он крутой. У него больше всего здоровья и вроде как считается что он таскает с собой все инструменты сразу, об этом позже. Если вождя убивают, то он воскресает через некоторое время в центре деревни.
Б) Несколько простых жителей.
В) Собственно деревня – расчищенное пространство для построек.
Г) Склад продовольствия. Еда является на этом уровне валютой.
Д) Главная хата, поселение, из которого по команде вываливаются яйца с нашими детенышами. Яйцо стоит 10 единиц еды.
Е) Загон на трех животных. Животные несут свои яйца, которые можно есть как травоядным, так и хищникам.
Вокруг все то же самое – джунгли, уродцы всякие ползают, фрукты растут. Можно еще рыбку половить. Красота. Очень милая такая атмосфера.
При клике на поселение помимо рожания детей можно оборудовать наш гордый народ разным полезным снаряжением. Поварская шапка увеличивает навык сбора пищи, маска мумба-юмба улучшает обращение с оружием. Еще есть здоровье и общение. Все оборудование не доступно с начала, для получения доступа к более продвинутым образцам необходимо заниматься экспансией.
Кроме того, из интерфейса поселения можно возвести две постройки с инструментами. Инструменты делятся на три категории: дипломатические (трубочки, трещотки и дудки), военные (факелы, топоры и копья) и вспомогательные (остроги, фруктосборники, шаманские посохи). Все то же самое. Если идете путем дипломатии, то понадобятся все три вида инструментов. Для военных достаточно топоров. Вспомогательные вообще не нужны.
Через какое-то непродолжительное время пасторальность пейзажа нарушается появлением соседей. Не мы одни, оказывается, претендуем на гордое звание царей природы. С соседями, как вы уже поняли, придется разбираться по-хорошему или по-плохому.
Собственно геймплей очень прост. Добываем еду – охотой или сбором фруктов, можно еще рыбу ловить. Приручаем несколько зверей, на это тратится еда, но оно того стоит. Размножаемся до лимита. Дальше берем дудки или топоры и идем всех мочить / затанцовывать.
Все просто и примитивно. Даже скучно. Проходится на максимальном уровне сложности меньше чем за час с приобретением соответствующего ачивмента. Чувствуется нереализованный потенциал.
Переходим к следующей стадии: цивилизация! Наше племя строит город и машинку. Вот тут интересно. Как мы помним, по результатам каждой стадии мы приходим к одному из трех стилей игры. В цивилизации этих стилей тоже три: религиозный, экономический, военный. Теперь по порядку.
По порядку не получилось, забыл рассказать о том, что между стадиями дважды отправляют в редактор – строить ратушу и собственно машинку. У зданий вообще нет никаких параметров, ограничение только по количеству деталей, а так – чисто для красоты все делается. У машинок (а также у корабликов и самолетиков) три параметра, в сумме дающие 100%: мощность атаки, прочность, скорость. Повышая что-то одно, жертвуем вторым и третьим. По сути эти редакторы совсем лишены смысла. К счастью, в игру заложена куча готовых вариантов на выбор – берите любой, не прогадаете.
Кстати, к этой стадии все оборудование наших существ полностью теряет свое значение. Чисто для красоты все эти висюльки.
На старте у нас есть город, некоторое количество денег – спорлингов, и одна машинка. Машинка может быть религиозной, экономической или военной, но суть от этого не меняется. Машинкой можно и нужно немедленно ехать захватывать оранжевые гейзеры, из которых на поверхность планеты выходит пряность – мегаценный ресурс, обмениваемый на деньги на этом и следующем этапах.
Как и на прошлой стадии, мы здесь не одни. Но в этот раз нашими противниками выступают представители нашей же расы, но с флагами другого цвета. Что-то мне это напоминает.
Цель – захватить все города. Захват военный практически не отличается от религиозного. Религиозный не разрушает здания, а военный просто разносит все быстрее. Экономический хитрее – с городами заключаются торговые соглашения, в них везутся товары. Через какое-то время города просто можно выкупить.
Захватив власть на континенте, перекидываемся на другие. Для этого строим флот или авиацию. Авиация слабее и дороже, но универсальнее. Кстати, разумный ход – сразу же продать все машинки на своем континенте, они уже не понадобятся. Если собираетесь захватывать мировое господство с помощью флота, то их придется снова строить на других частях суши, но это не проблема.
Отдельная мини-игра – расположение зданий в городе. Тут все очень просто, но словами описать довольно проблематично. Запомните, что заводы и развлекательные центры надо строить рядом с жилыми домами, но не рядом друг с другом.
В целом этап цивилизации оставляет двойственное впечатление. С одной стороны – быстро и весело. С другой – очень просто и неудержимо тупо. Потенциал в этом безумно аркадном варианте «Цивилизации» может и есть, но я в этом не уверен.
Два «стратегических» этапа проходятся скорее по инерции. Драйва в них мало, особенно по сравнению с амебой. Красот, как в существе, тоже особо нет. Но чувствуется, что пройти все-таки надо. Игра полностью перестает производить впечатление шедевра, остается лишь любопытство: что же разработчики припасли на десерт?
Десерт – завтра.
Spore, часть 4
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
07.09.2008 от Dmitry
Последняя стадия игры лучше всего описывается словом «дебилизм». Я не буду подробно и детально рассказывать обо всех ее возможностях, потому что просто их перечисление и описание займет слишком много времени. Скажем так: делать можно практически все, начиная от выполнения заданий, дипломатии, войны и управления колониями до исследования галактики и терраформинга с созданием экосистем. Несмотря на дебилизм, посмотреть на это стоит.
Размеры галактики потрясают, заявлено около 500 000 звезд. Если мне не изменяет память, то в нашей галактике звезд около 100 000 000. Наврали всего на три порядка, по сравнению с «гигантской галактикой» из любой глобально-космической стратегии с сотней, ну тысячей звезд – огромный скачок вперед. Хотя я и не люблю огромные карты – все то же самое, но действий выполняешь больше.
Возвращаемся к Spore. Сюжетно происходит следующее: после объединения всей цивилизации под одним флагом, наши люди додумываются до космических кораблей. Конструктор позволяет создавать весьма замысловатые образцы. У меня получился солидный Star Destroyer из Звездных Войн, а также неплохой Ми-24. Никакие компоненты не влияют на тактико-технические характеристики корабля, внешний вид – чисто услада глаз.
Тут я первый раз напрягся. Смотрите: сначала я был амебой. Нормально. Потом уже животным, вожаком стаи – прогресс, повышение. Затем вождем племени. Вообще отлично. Потом президентом, захватывающим мир. Ну круто, по идее дальше император галактики, верно?
Хрен вам. Дальше – капитан космического корабля, мальчик на побегушках. Денег почти не дают, бесплатно снаряжать корабль не собираются. Хорошо хоть ремонт и зарядка батареи дома делаются на халяву.
В общем и целом геймплей в этот раз попытались украсть у великого и ужасного Star Control’а. Причем скорее третьего, признанного неудачным, а не у второго, являющимся одной из лучших игр в истории человечества. Оно как бы и нормально, третий старкон неудачен на фоне блистательного предка, но вообще является не самой плохой игрой.
Первые минуты, пока идет сюжетная завязка и борьба с управлением, все отлично. Кстати, об управлении я не упоминал. Такое ощущение, что управление в игре рассчитано не на людей, а на… местных жителей. Вроде бы и близко к стандартам, а играть жутко неудобно. Даже камеру крутить неудобно. Это ко всем стадиям относится, кроме амебы, наверное. Так вот, сначала все классно. Учат выполнять миссии, летать между звездами, колонизировать и терраформировать планеты и так далее.
Потом начинается шок. Игра-то идет в реальном времени. И пока мы на нашем единственном корабле тупим, рассаживая кустики на планетах, исследуем мир и вообще развлекаемся, другие империи не дремлют. У них, кстати, корабль не один. Это у нас, видимо, раса клинических идиотов. Идет массовая экспансия, колонизация всех незанятых систем. Догнать соседей нереально. Хотя сейчас, может быть, и смогу, зная несколько экономических трюков, но первый раз это точно не получится. От понимания того, что ты один, а их целая галактика, становится не по себе.
Следующий гвоздь в крышку гроба – постоянные вопли о помощи, исходящие как со своих колоний, так и с миров дружественных империй. Разнообразием вопли не отличаются: либо нападают пираты (перебить очень легко), либо Гроксы, злобная раса роботов, населяющих центр галактики (перебить очень сложно), либо экологическая катастрофа. Про последнее не могу не рассказать: нужно летать по планете и стрелять лазером в маленьких зверушек, сочащихся желтой жидкостью. А то они всех заразят нафиг. Бесят эти просьбы ужасно, так как случаются с очень большой частотой – буквально раз в три минуты, представляют из себя рутинную работу и не оплачиваются.
Ну и наконец тот фактор, после осознания которого я просто вышел из игры и не возвращался на стадию космоса несколько дней: полное отсутствие автоматизации. Вся стадия космоса – это адский микроменеджмент, управление галактической империей без каких-либо инструментов управления. Нет никаких сводных таблиц по колониям и планетам. Цены на пряность не отмечаются на карте. Автоматизировать развитие колоний или продажу пряности нельзя. Все, все, абсолютно все приходится делать руками. Огромное количество рутинных, повторяющихся операций.
Конца у стадии космоса нет. Фактически есть две условных точки, в которых можно остановиться. Первая – заполнение шкалы «опыта», которое приводило к переходу на следующую стадию. Вторая – успешный вояж к центру галактики, требующий огромного количества аптечек и нервов. Ах да, забыл про третью – когда надоест. Маразматические цели типа захвата власти во всей галактике не рассматриваю – нормальные люди этим заниматься не будут.
В целом игра – говно. Геймплей уровня игр на мобильных телефонах. Единственное, что не позволяет ее туда запихнуть – редактор и вообще графика. Но в принципе возможности редактора и всей этой лабуды про бесконечное множество существ сильно преувеличены. Через полчаса игры существом перестаешь обращать внимания на то, как выглядят очередные мюмзики. Особенно если играешь хищником: еда она и есть еда.
В первой статье по теме я обещал рассказать, почему отлично работающий генератор случайных имен очень важен, вместе с большой коллекцией уже готовых моделей на все случаи жизни. Да потому что все это разнообразие нахрен не нужно с точки зрения геймплея. Не имеет значения, как выглядит ваша раса и как она называется – все равно до космоса вы спокойно дойдете, потому что уровень сложности стремится к нулю. Игра безлика.
Жуткое однообразие, практически полное отсутствие реплейабилити – максимум, о чем тут можно говорить, это прохождение первых 4 стадий всеми тремя стилями. Космос несколько раз проходить – более чем странная идея, никаких сюрпризов он не таит, сюжет полностью повторяется с новыми именами и мордами. Гроксы все те же и все там же.
Возможно, игру спасет маркетинг. Она настолько раскручена, что не все осознают, что король-то голый. Кроме того, остается надежда на фанатские моды – работа над ними идет уже сейчас, вроде бы научились отключать постоянные просьбы о помощи на космоэтапе. Ну и, разумеется, все мы ждем бешеного количества платных аддонов от разработчика, памятуя о Sims. Хотите еще 60 разноцветных задниц для своих тысяч совершенно разных совершенно одинаковых питомцев всего за 600 рублей? Я лично не очень.
В игру надо поиграть, но она не стоит 1200 рублей. Максимум, на что она способна – занять вас на выходные. На неделю – это если вы принципиально будете просматривать весь контент. За эти деньги можно приобрести приличную MMORPG с оплаченным первым месяцем. Там задницы, конечно, не столь разнообразны, но контента значительно больше.
Spore, постскриптум
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
08.09.2008 от Dmitry
Совсем забыл сказать про перевод. Если не учитывать последней части, которая явно собиралась в спешке – там куча косяков как переводческого, так и общеигрового плана, то перевод просто офигительный. На общем фоне отличного качества незначительные недочеты совершенно не режут глаз. Лучшая локализация из всех, которые я видел. Команде переводчиков – медали, а редактору – памятник при жизни. Серьезно. Вот как надо работать – гладко, аккуратно, глаз ничто не режет. Первая локализованная игра, в которую я совершенно не напрягаюсь играть. Недавний Hellgate: London от того же Софтклаба был кошмаром, после которого вообще страшно было брать в руки диск от этой конторы. Но теперь вера в человечество восстановлена.
Перечитал прошлый абзац – выглядит нереально перегруженным славословиями и дифирамбами. Долго думал, как исправить. Потом понял, что именно в таком виде – чистая правда, а любое смягчение было бы неискренним. Перевод шикарный, точка.
Чувствуется, что товарищ знатный тестер