На этой неделе в Париже прошел саммит под кодовым названием e-G8, куда президентом Франции Николя Саркози были приглашены главы крупнейших IT-корпораций мира: Эрик Шмидт, Марк Цукерберг, Джимми Уэйлс и многие другие. О чем они смогли договориться и к чему это может привести Рунет?

Предистория

Помимо вышеперечисленных лиц, саммит e-G8 (термин, изобретенный президентом Франции и расшифровывающийся как «электронный саммит») посетили представители крупнейших производителей «железа», европейские министры, а также главный редактор «РИА Новости» Светлана Миронюк и генеральный директор DST Юрий Мильнер. Саммит предварял встречу «Большой Восьмерки», которая запланирована на конец недели.
К сегодняшнему дню прозвучали выступления как самого Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), так и некоторых высокопоставленных спикеров. Французский президент напирал на введение механизма регулирования Интернета, на защиту авторских прав и прочие вещи, про которые уже не раз говорилось. Однако, во-первых, не совсем понятно присутствие на этом саммите российских делегатов, а во-вторых – чего, собственно, господин Саркози хочет добиться. Насколько удалось понять, участники e-G8 должны будут принять некие тезисы, которые будут рассмотрены на саммите G8 завтра и послезавтра.
Поскольку в числе участников саммита ожидаются и российские чиновники, в том числе и главный из них(вы знаете, что Д.М. относится к Тырнету более, чем неравнодушно), вполне возможно принятие очередной резолюции в отношении Рунета. Давайте поразмыслим о том, чем это может нам грозить.

Вариант 1: китайская модель

Китай и другие страны Азии поступили проще. Они сделали так, как сделал бы СССР: просто отрубили доступ к неугодным ресурсам на самом высоком уровне. Это самый маловероятный вариант, поскольку он чрезвычайно затратен как с финансовой точки зрения, так и со всех остальных. И потом, куда президент будет писать твиты? DST пока что не купила Twitter – и не успеет, по всей вероятности, потому что это сделают другие.

Вариант 2: цивилизованная модель

В развитых странах в Интернете давно налажено взаимодействие судебной системы с провайдерами и самими пользователями. Поэтому в онлайн-магазинах покупают лицензионное ПО, музыку и книги, помогая этим самым индустрии и позволяя талантливым людям делать еще больше хороших вещей.
В России такая модель невозможна как минимум потому, что люди постсоветского пространства еще не привыкли платить за то, что не могут потрогать руками. Поэтому программы у нас выпускаются в основном в огромных коробках, где лежит один диск, а на становление цивилизованного рынка покупки-продажи ПО ушло более 10 лет. Электронные книги сейчас доступны бесплатно почти все, а о музыке и говорить не стоит.

Вариант 3: ничего не изменится

На самом деле, российские власти давно нашли самый действенный способ держать Рунет под контролем – они сами стали его частью. Тут в пример можно привести блог Медведева, сайты и ЖЖ различных организаций вроде «Молодой гвардии», и, кроме того, есть устойчивое мнение о существовании огромной армии прокремлевских «засланцев», которые призваны создавать положительный имидж правящей партии в блогах и на сайтах с помощью «правильных» комментариев: хвалебных в адрес власти или негативных в сторону ее противников. Да и регулярно всплывающие иски о защите «чести и достоинства» по поводу той или иной фразы в блоге уже стали не редкостью. Правда, про выигранные иски мало кто слышал, но здесь нужно кидать камень в огород сложной и запутанной российской судебной системы.

Вариант 4: покажут «кузькину мать»

Впереди у страны довольно интересное событие – президентские выборы. Сейчас они выглядят особенно занимательными ввиду раскола правящего тандема. До сих пор неизвестно, кто пойдет на выборы и от какой партии. Можно предположить, что Медведев, будучи близким к Интернету человеком, захочет сделать что-то для привлечения интернет-активного электората. И этим «чем-то» может быть принятие мер, которые давно требуют правозащитники: более жесткая модерация контента, активное преследование сайтов-распространителей пиратской информации и чистка рядов от продавцов дисков со взломанными программами и нелицензионной музыкой.
Вопрос на самом деле в другом - насколько все это осуществимо? Зная российские реалии, можно с большой долей вероятности предположить, что все будет как обычно: пройдут выборы, пыл угаснет, и опять все вернется в предвыборное состояние.
Осталось подождать выходных, чтобы понять дальнейшее развитие событий.

по материалам Рунета.