PRYANIK, 9.02.2006 - 15:39
Жанр: Action/Sailing Simulator
Разработчик: "Акелла"
Издатель: Playlogic Entertainment
Издатель в России: "1С"
Минимальные системные требования: Pentium 4 1.5 ГГц; 512 МБ ОЗУ; 3 ГБ свободного места на диске;
128 МБ видеокарта, совместимая с DirectX v8.1
Рекомендуемые системные требования: Pentium 4 2 ГГц; 1 ГБ ОЗУ; 3 ГБ свободного места на диске;
256 МБ видеокарта, совместимая с DirectX v9.0c.
Компания "Акелла", заработавшая себе имя на морских симуляторах парусных кораблей, так бы и продолжала их делать и по сей день, если бы интерес игроков рос, не переставая. Однако в который уже раз топить противников игрокам наскучило, вследствие чего разработчики встали перед выбором: либо продолжать развитие морской серии своих игр экстенсивным путем, либо искать нечто ранее невиданное и удивительное. Кто бы мог подумать, что первые "Корсары" так и останутся пределом совершенства в заново открытом (после Sid Meier's Pirates!) поджанре, переплюнуть который не удастся ни как всегда вовремя подсуетившимся конкурентам, ни самим "акелловцам"?! Однако именно это и произошло. Несмотря на то, что следующей серии морских приключений с нетерпением ждала 1/6 часть суши, и именно поэтому разработчики должны были с максимальной ответственностью подойти к реализации столь лестных для себя желаний тысяч игроков, проект "Корсары 2" в самый последний момент кто-то сглазил.
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «
Дело в том, что тогда всевидящее око ужасного медиа-концерна Walt Disney разглядело в далекой России столь перспективную "акелловскую" разработку и сделало всё для того, чтобы прибрать к рукам уже на 90% готовый и завершенный продукт. В результате предложения, от которого разработчики не смогли отказаться, на рынок вышла совсем другая игра, приуроченная к одноименному фильму "Пираты Карибского моря" и так же названная. Эффект был катастрофическим: бета-тестеры просто не узнали ту великолепную игру, что им посчастливилось увидеть на предпродажной стадии, а тысячи игроков были обескуражены тем, насколько наглым и циничным стало вмешательство компании Walt Disney в дела, казалось бы, независимого разработчика. Мало того, что заокеанские производители бездарных мультфильмов для детей младшего школьного возраста убрали все сцены, не сочетавшиеся со сценарием их фильма, так они же заставили "Акеллу" самым безжалостным образом вырезать все несоответствующие "Микки Маусному" имиджу детали.
Работорговля и кровавые абордажи, второй играбельный персонаж (им должна была тогда быть Беатрис Шарп), нетривиальный сюжет и генератор квестов – всё это вылетело в трубу, ради соответствия событиям скучного и постного фильма. Надо сказать, американцам удалось-таки привести "Пиратов Карибского моря" в подобное же состояние, разом сместив игру в категорию Value Games по $19.95 за штуку. Но и тогда вконец измочаленная и забитая серия не окончилась. Разработчики пообещали всем разочарованным игрокам выпустить в большое плавание "настоящих" вторых "Корсаров". Доработка некогда уже готовой игры заняла почти два года (!), сами "Корсары 2" сменили имя на более пафосное "Корсары 3", но о том, что мы получили в результате всех этих "трудов", в двух словах даже и не скажешь...
"Что делать?"
Скажу честно, с нелинейным и захватывающим сюжетом, зависящим от ваших действий и поступков, который нам так часто обещали "акелловские" сотрудники, можете распрощаться уже при просмотре нещадно зависающего вступительного ролика (хотя в том же Light Alloy он идет без нареканий). Согласитесь, назвать "свободой в решениях и перемещениях" то, что вас просто выбрасывают в игру на пиратском острове и дают кусок какой-то старой карты, как-то нелогично. Даже несмотря на то, что вас мило приветствует безымянный пират словами "Это вы капитан Шарп?" (напомню, одного из персонажей зовут Блейз Девлин, но до этого игре нет никакого дела), как-то не тянет сразу совершать геройские поступки и всё в подобном духе. Самое обидное, что так называемый "нелинейный и захватывающий сюжет" на этом месте и прекращается вплоть до того, как ваш подопечный возмужает аж до десятого (!) уровня.
А ведь как оно всё задумано-то было, просто загляденье! Некогда живший на Карибах известный и в меру честный флибустьер Николас Шарп решил (видимо, старость подкралась незаметно) основать на месте всех этих разрозненных и постоянно враждующих колоний европейских держав свое собственное (естественно, демократическое и свободное) государство – Либертания. Однако предательство одного из соратников привело к захвату Шарпа европейскими державами и скорой расправе над ним. Забегая вперед, скажу, что в процессе игры мы должны будем встретиться с пропавшим родственником (Шарп специально разлучил своих детей, дабы спасти им жизнь поодиночке), найти отцовское сокровище (те самые деньги для нового государства) и осуществить мечту предка о Либертании. Пусть как-то и не вяжется пират, зарабатывавший деньги разбоями и убийством себе подобных, со столь пролетарской идеей о свободном государстве, но всё же у такого сюжета (при должном старании со стороны разработчиков) вполне могло быть хоть какое-то будущее. Однако то, что есть у игрока на момент старта не то что на "будущее", а даже на "давно забытое прошлое" не тянет!
С того момента, как вы получаете кусок старой карты, мы с вами предоставлены сами себе, а это значит, можно плыть на все четыре стороны и делать всё, что вашей пиратской душе угодно. Лично меня, пока я пытался бороться со скукой, в очередной раз покупая и продавая товары в разных колониях или изредка сражаясь с ненужным никому штормом, все время одолевали мысли в духе "зачем мне всё это надо?" и "какого черта я захватываю корабли, развожу попутчиков и занимаюсь банальной спекуляцией?" Да, чуть не забыл, если вы все-таки решитесь узнать ответы на эти вопросы, вам в помощь стараниями разработчиков припасены те самые прелести "захватывающего" сюжета, коих в игре ну, просто завались. Например, в каком-нибудь захудалом порту найдётся очередной NPC с идиотским восклицательным знаком над головой на пол-экрана (их можно отключить, но тогда ваша жизнь станет вообще невыносима), предлагающий вам доставить на остров небольшую группу сбежавших/убитых/умерших от эпидемии рабов; отвезти его на другой остров или сопроводить его корабль, защищая от пиратов и враждебно настроенных государств. Вот и всё, и ничего более в игре просто нет!
К вопросу о жестокости в играх
Сразу предупрежу всех заинтересовавшихся столь "разнообразным" времяубийством, если вам кажется интересным таскаться из одной части унылой карты в другую, ведя за собой утлый кораблик очередного горе-путешественника и старательно уворачиваясь от всех вражеских кораблей и штормов, то знайте, что "Корсары 3" фактически сводят на нет все попытки низкоуровневых начинающих игроков (вплоть до пятого, как минимум) абордажа пиратских кораблей в одиночку (есть смысл ввязываться лишь в текущие бои с численным перевесом в сторону вашего государства). Да, кстати, на некоторых островах можно попасть в резиденцию местного губернатора и получить из его рук каперский патент, тем самым встав на службу одного из представленных четырёх государств (Франция, Англия, Испания, Голландия), правда, ожидаемого ускорения от столь важного поступка затухший, так и не начавшись, сюжет не получит. Мало того, что губернаторские задания как две капли воды похожи на те, что вам предлагают обычные компьютерные болванчики, так еще и обещанного повышения по службе, а также возможности в будущем вырасти из лейтенанта в губернаторы вы всё равно не дождетесь, сколько бы месяцев напролёт ни играли (и до этого у разработчиков руки тоже не дошли!). Сами понимаете, сказать, что такое наплевательское отношение к игроку и, тем более, к поклоннику всей серии (ведь именно с расчетом на них и дорабатывались многострадальные "Пираты Карибского моря") очень раздражает, значит сильно преуменьшить.
Но и в ЭТО можно было бы играть, если те же, с позволения сказать, "квесты", выдаваемые "энписями", были вылизаны до блеска и всячески демонстрировали свою работоспособность. Однако столь помпезные характеристики совершенно неприменимы для системы здешних заданий. Поручитель может просто раствориться в воздухе, оставив вас с пустыми карманами и неисчезающей строчкой в местном журнале, а торговец, попросивший вас перевезти какой-либо товар с соседнего острова, просто откажется его принимать и сделает вид, будто первый раз в жизни вас видит. Наконец, успешно выполненное губернаторское задание по убийству очередного флибустьера в один прекрасный момент, будет записано в вашем журнале, как проваленное, если вы не успеете вовремя вернуться к начальству за положенным гонораром (видимо, в XVII веке пираты активно практиковали возвращение из царства мертвых).
И знаете, что самое противное в таком немилосердном для игрока раскладе? А то, что все вновь получаемые задания записываются в начало списка в журнале событий, навсегда отодвигая самую первую запись про наш уже забытый "нелинейный сюжет" (записи при обновлении не перемещаются в верх списка), так что в один прекрасный день вы вообще благополучно потеряете последнюю нить хромого на все четыре лапы сюжета. Не удивлюсь, если большинство игроков забросило (и поделом, кстати говоря) прохождение столь "нелинейного" до абсурда сюжета, так и не сумев дорастить своего протеже до сакраментального десятого уровня. Однако я, будучи ярым поклонником пиратской серии, решил-таки своими глазами проникнуться всеми перипетиями местного "захватывающего" действа, аккуратно уложившегося в "неожиданную" находку отцовского сокровища, перепалки с собственным братом/сестрой (кого уж вы там выбрали в качестве своего протеже), а также необходимостью захватить все существующие на карте колонии (поверьте мне, сделать это честно и при этом без нервного срыва практически нереально).
Казалось бы, вот оно – долгожданное развитие событий, однако даже не пытайтесь захватить самую чахлую и захудалую колонию на том, на чем вы плаваете. Для этих целей необходим как минимум линейный корабль или батлшип, а для захвата сильных фортов и укреплений никак не обойтись без колоссальных размеров мановара.
Но на том самом десятом уровне развития вашего персонажа никто даже не подумает предоставить в ваше пользование все эти чудеса кораблестроения XVI века, соответственно придется заниматься тем, чем мы и занимались все это время, правда здорово?! Не менее сильно раздражает и то, что при достаточном умении с вашей стороны управлять кораблями первого класса, тот же мановар в продаже вы встретите, ну, разве что к 22-25 уровням, причем по такой цене, что задумываться об его покупке равносильно самоубийству. Остается одно – абордаж этого монстра своими силами (мне удалось это сделать только на фрегате, и то при идеально обученной команде и героической морали своих вояк), так что заранее рассчитайте свое свободное время, которое безжалостно потратит игра на все эти сомнительные "чудеса".
Честно говоря, нынешние "Корсары 3" вызывают, пожалуй, единственное чувство, с которым лично мне и пришлось бороться вплоть до конца этой скучнейшей игры, – это раздражение, постепенно, но методично перерастающее в некислую обиду, а потом и злобу. Это складывается из многих, казалось бы, незначительных деталей геймплея. Например, из непереведенных на русский язык имен персонажей, и так-то не блещущих жизнеподобием, таких же непереведенных названий кораблей, и прочей сопутствующей атрибутики. Из полного бреда и хаоса в местной экономике, когда список импортируемых товаров определенной колонией означает, что цена его продажи на этой территории будет в разы ниже, чем цена покупки, а не наоборот. Мне всегда казалось, что подобное характерно для экспортируемых товаров, которых по определению в избытке, однако краткий курс экономики в планах разработчиков явно не светился.
Из самых режущих глаз проколов не могу не отметить и местную бумажную карту, попасть на которую вы можете только по клавише U (ее не переназначить в XXI-то веке!), которая не отображает ни названий колоний (для этого надо еще подвести курсор к каждому значку колонии на любом острове), ни реальной политической ситуации, ни свежих сведений о только что посещенных островах. Шутка ли, при том, что по местному летоисчислению я провел в игре почти полтора года, все записи о состоянии колоний, так и остались неизменными с самого старта. Кому-то может показаться, что я банально придираюсь, но, позвольте, за два-то года (!) разработчики могли хотя бы не рушить того, что у них было в "Пиратах Карибского моря"? Вместо этого они занимались прорисовыванием лишних палочек к порядковому номеру игры, которой и роль фанатского сборника карт была бы не под силу, не то, что продолжение некогда замечательной серии.
"Земля, капитан. Земля-я-я!.."
Забегая вперед, скажу, если с морской частью игры нынешней инкарнации "Корсаров" еще можно ужиться (хотя и там всё, ой, как нехорошо), то с сухопутными, с позволения сказать, "приключениями" у "Акеллы" вообще ничего не получилось. Мало того, что количество доступных для посещения островов не только не прибавилось, а наоборот, даже уменьшилось, так всё это еще и реализовано настолько плохо, что желания причаливать к подобным объектам нет никакого. Вспомните "Пиратов Карибского моря" с их вполне интересными городами-колониями. Например, Санто-Доминго или Редмонд включали в себя по две, а то и по три локации, между которыми можно было свободно перемещаться, заходить в дома простых жителей, посещать общественные заведения и всё в таком духе. Вспомните и... поплачьте, ибо отныне НИЧЕГО из вышеперечисленного в игре нет! Все колонии с легкостью умещаются в пределах, пользуясь термином из далеких девяностых, "одного экрана". А из доступных заведений (только днём и при дружественном к вам отношении колонии) остались таверна, магазин, верфь и в некоторых местах резиденция губернатора.
Никаких вам посещений домов местных поселян, никаких пеших прогулок вглубь острова, и никаких занимательных мини-игр с постояльцами таверн (в тех же "Пиратах Карибского моря" можно было и в кости сыграть, и пару рюмок чаю выпить) – всё в этой игре окончательно окостенело и покрылось вековым слоем пыли. Картонные прохожие отмахиваются от вас одной на всех фразой (даже мужчины, порой, приветствуют вас грудным женским голосом), торговцы на площади НИЧЕГО не продают (хотя зазывают тоже единственной фразой, взглянуть на свои товары и "чудо-овощь картофель"). Да, чуть не забыл, единственное, что вы можете купить на протяжении всей игры – это корабль, необходимый такелаж и товары для продажи в магазинах (даже в ориентированной на детей младшего школьного возраста предыдущей "акелловской" игре и то была хоть какая-то система купли-продажи). Самое обидное, что ко всем дверям и воротам пришпандорен-таки ярлык в виде вечно закрытого замка (значит, в мыслях разработчиков все же было желание впустить за них игроков), однако "Акелла", видимо, решила особо не распаляться на версию игры "специально для фанатов", дескать, эти-то все равно купят. Как бы мне сейчас ни было стыдно за свой поступок (опубликовал очень обнадёживающее превью этой игры), но приходится признать свое поражение перед "акелловской" PR-машиной.
В итоге, единственным "развhackм", которое можно найти на суше, остается захват фортов (но до этого момента нужно еще дожить). После того, как вы со своим мановаром сделаете семь-восемь грациозных поворотов бортами своего судна, дабы основательно огреть стены цитадели залпом сотни крупнокалиберных орудий, оборона среднестатистического офорта должна пасть (по идее) и открыть вам доступ в свои чертоги. Собственно тут и решится участь колонии: если ваша команда обладает идеальным навыком обученности (скорость этого процесса зависит от вашего авторитета и пары специальных способностей), то вы даже в меньшинстве легко одолеете войска форта. Если же нет, то придется основательно повозиться одновременно с пятью-десятью бравыми солдафонами (лично у меня на это терпения никогда не хватало). Ну, а дальше вы сможете либо разграбить форт (оставив почти невредимым его население и инфраструктуру), либо его разрушить (тогда не получите денег), либо захватить (этот бредовый вариант нужен только для завершения игры, ибо никаких выгод он не приносит).
"Если друг оказался вдруг..."
Отдельных и отнюдь не лестных слов заслуживают и местные офицеры, которыми, как оберткой от Snickers'а, размахивала "Акелла", зазывая доверчивых игроков в свои сети. Ничего похожего на проявление хотя бы зачатков искусственного интеллекта лично мне обнаружить у своих подопечных так и не удалось. Для начала скажу, что все эти представители парусного братства водятся на Карибах в настолько мизерном количестве, что их впору вносить в "Красную пиратскую книгу", поэтому мой вам совет: если увидите в одной из таверн товарища эдак 6-7 уровня, берите не раздумывая, пока есть! Но брать к себе на службу надо не абы кого, а только тех, чьих именно умений и способностей вам больше всего и не хватает. Например, капитану с высокими показателями по фехтованию и абордажу (без этих умений вы не выиграете сюжетную дуэль с самым главным местным пиратом) жизненно необходимы боцман, шкипер и канонир с высокими показателями меткости, навигации и авторитета. Остальные же должности (еще есть вакансии плотника, врача и казначея) фактически не принесут вам никакой пользы.
А вот управлением колониями, (для назначения на должность губернатора у вас всегда должна быть пара-тройка свободных флибустьеров) заниматься посоветую только отъявленным прожигателям времени, ибо ничего, кроме головной боли и бесконечной скуки этот режим вам не сулит. Во-первых, вы никогда не отстроите всех возможных зданий и объектов для своих новоиспеченных подданных (это потребует месяцев непрерывной ежевечерней игры) из-за того, что (даже при наличии баснословных денег) мораль колонистов и их отношение к вам никогда не сменятся с мятежного хотя бы на нормальный. А без этого показателя из доступных улучшений остаются только совершенно ненужные рыболовецкие причалы, поля, ветряные мельницы и бараки. Да, кстати, если вы рассчитываете разбогатеть, захватывая колонии, то для ремонта пострадавшего во время пальбы по форту корабля у вас уйдет такая сумма денег, что ни о каких улучшениях не может быть и речи. Прибавьте к этому ежемесячную выплату зарплат своей полуторатысячной команде и офицерам, периодические эпидемии на острове, уменьшающие и без того не ахти как размножающееся население, да постоянные нападки враждующих сторон на ваш собственный островок.
Последний гвоздь
Игра страдает родовым недугом всех малоинтересных и откровенно бездарных проектов – искусственным затягиванием времени и вынужденным удержанием раздраженного игрока у монитора, путем банального читерства со стороны AI (те же "случайные" штормы, эпидемии, нападки конкурентов). Вспомните то яркое и светлое чувство, всякий раз возникающее при игре, например в легендарную Civilization, которое можно описать как "вот сейчас последний ход сделаю и тогда точно спать!", ничем подобным нынешние "Корсары 3" похвастаться не могут. И это всё происходит параллельно с неутихающей перманентной борьбой с десятками, нет – сотнями багов, глюков, зависаний, вылетов в систему и прочими "прелестями" игры. Вам когда-нибудь приходилось видеть, как вновь выпущенный со стороны разработчиков патч не только не исправляет игру, а наоборот, приносит с собой такое количество новых проблем, что желания бороться еще и с ними не возникнет даже у получающего за это деньги бета-тестера?
Я вообще убежден, что нашей стране очень не хватает закона о моральной и материальной ответственности горе-разработчиков перед обманутыми игроками за столь отвратительные проекты (теперь у KREED, "Альфа: Антитеррор", "Метро 2" есть еще одна товарка – "Корсары 3"). За такие, с позволения сказать, "игры" разработчики обязаны не только доплачивать облапошенным игрокам (или, по крайней мере, возмещать цену покупки), но и нести точно такую же ответственность перед законом, как и мошенники, "лохотронщики" и основатели финансовых пирамид! Лично меня задели за живое даже не велеречивые авансовые хвалебные оды разработчиков, а четко прописанное на коробке с игрой требование установленного в системе DirectX 9.0! Хотя сама игра запускается и использует средства ТОЛЬКО предыдущего DirectX v8.1 – налицо наглая ложь со стороны создателей "Корсаров 3" и, очень мягко выражаясь, сознательное введение в заблуждение тысяч игроков. Случись подобное в США, известными всему миру по гигантскому количеству одновременно рассматриваемых в судах этой страны исков, "Акелле" пришлось бы туго, ведь любая компьютерная игра – это точно такое же "программное обеспечение" как и операционная система, офисный пакет или видеоредактор. Представляете себе, что бы сделали с той же Microsoft, найдя вместо обещанного Internet Explorer 6 в Windows XP все тот же Internet Explorer 5?
Ложка меда (с консервантами)
На фоне всей этой вакханалии с патчами, багами, загнувшимися квестами, пропадающими персонажами и офицерами, единственным слабым утешением можно назвать морскую часть игры (я бы по возможности из нее и не вылезал) и местные пейзажные виды, опять-таки связанные с океаном. "Акелловское" море действительно красиво, а местами даже очень (в игре есть редкие по своей красоте закаты и великолепный шторм с молнией и смерчем!). А модели кораблей, кажется, совершенствовать дальше бессмысленно – настолько красиво, спокойно и величественно раскачивается на волнах (да, здесь есть и волны!) какой-нибудь фрегат или корвет. Правда, камеру к судну лучше не приближать, ибо вы рискуете испортить и это столь зыбкое удовольствие от игры, но на расстоянии все выглядит очень даже о-го-го! А всё почему? Да потому, что со времен "Пиратов Карибского моря" водная гладь, суда, принципы ведения морского боя – всё это осталось практически неизменным, добавилась лишь возможность перекрасить паруса своего корабля в пару различных цветов, да возросшее количество "живности" на палубе. Вот и всё. Остальное, что можно было бы назвать "улучшением", безвозвратно погребено под тоннами глючного программного кода
Вердикт
"Корсары 3" – это потерянная навсегда возможность вновь проникнуться романтикой флибустьерской жизни, окунуться в горячие карибские страсти и хитросплетения "нелинейного и захватывающего" сюжета. "Корсары 3" – это бездарное и плачевное завершение некогда интересной и вполне жизнеспособной серии, превратившееся в настоящее убийство последних остатков светлых воспоминаний о предыдущих частях сериала и откровенное издевательство над чувствами его поклонников.
Скриншот является иллюстрацией усилий, на которые приходится идти "Акелле" для привлечения подростков в свою игру. Если Лара Крофт в 1996 году потрясла мир своим бюстом, то в 21 веке это уже неактуально и выглядит явной халтурой, к тому же убого сделанной.
"Корсары 3" – это (может еще всё обойдется, но верится с трудом) начало конца самой "Акеллы", не потянувшей сразу и продолжение Карибского сериала (наш сегодняшний пациент), и его экшн-ответвление ("Одиссея Капитана Блада"), и симулятор "москитного флота" ("Морской охотник"), и футуристический мото-экшн (ранее Axle Rage ныне – Rage Riders). Наконец, "Корсары 3" – это только (я сегодня добрый) 4 балла из 10, ибо меньше я не могу поставить в память о "Пиратах Карибского моря", которые я обязательно переиграю. А то так и пессимистом стать можно...