«Комсомольская правда» запустила новый проект - «Российские барды». Каждый выпуск состоит из небольшой книги и музыкального диска. В книге представлены рассказ о жизни и творчестве кого-либо из легендарных бардов и тексты его самых известных песен.
Российские барды. Том 1. Юрий Визбор
Первый том посвящён Юрию Визбору (1934-1984). В конце 50-х годов именно он единолично овладел вниманием и сердцами слушателей. Это было ещё до Окуджавы и Высоцкого. За свою жизнь Визбор написал около 320 песен, более 50 песен на его стихи написано другими композиторами. Сохранились записи около 200 песен других авторов в его исполнении. ”
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Наполним музыкой сердца 02. Охотный ряд 03. Домбайский вальс 04. Турбины «Ту» 05. Ты у меня одна 06. Католическая церковь 07. Вставайте, граф. 08. Телефон 09. Сретенский двор 10. Серёга Санин 11. Спокойно, товарищ, спокойно 12. Ходики 13. Не жалейте меня 14. Флот не опозорим 15. Милая моя 16. Обучаю играть на гитаре 17. Апрельская прогулка 18. Я в долгу перед вами 19. Леди (Нине Тихоновой-Визбор) 20. Я вернулся 21. Сорокалетье 22. Одинокий гитарист 23. Рассказ женщины 24. Укушенный 25. Деньги 26. Воспоминание о пехоте 27. Волейбол на Сретенке 28. Улетаем 29. Давайте прощаться, друзья
Второй том посвящён Владимиру Семёновичу Высоцкому (1938-1980). Когда в 1979 году тележурналист Валерий Перевозчиков спросил во время интервью у Высоцкого кем он себя считает: поэтом, артистом, певцом, - Владимир Семёнович ответил: «Такого слова ещё нет». Такого слова, чтобы отображало синтез различных искусств…
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Памятник 02. Татуировка 03. Большой Каретный 04. «Сколько я ни старался...» 05. Штрафные батальоны 06. Песня завистника 07. Песня про чёрта 08. Письмо из деревни мужу 09. Письмо из Москвы в деревню 10. «Лукоморья больше нет...» 11. Охота на волков 12. «Не писать стихов мне и романов...» 13. Честь шахматной короны. Подготовка 14. Чесь шахматной короны. Игра 15. Смотрины 16. Шторм 17. Диалог у телевизора 18. Песня про случаи 19. Баллада о старом доме (Баллада о детстве) 20. Баллада о любви 21. Песня о Судьбе 22. Райские яблоки
Третий том, как и предыдущий, посвящён Владимиру Семёновичу Высоцкому (1938-1980).
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Баллада о детстве 02. Канатоходец 03. Дом хрустальный 04. Вершина 05. Кругом пятьсот 06. Она была в Париже 07. Ноль семь 08. Песня о друге 09. Сентиментальный боксер 10. Кони привередливые 11. Спасите наши души 12. Скалолазка 13. Утренняя гимнастика 14. Чужая колея 15. Я не люблю 16. Здесь лапы у елей дрожат на ветру 17. Песня о времени 18. Нет меня, я покинул Расею… 19. Як - истребитель 20. Песня о переселении душ 21. Братские могилы 22. Тот, который не стрелял 23. О фатальных датах и цифрах 24. Жираф 25. Корабли постоят и ложатся на курс
Четвёртый том посвящён Александру Моисеевичу Городницкому (родился в 1933 году). Вряд ли любителям авторской песни нужно представлять этого признанного мэтра жанра, хотя вполне допускаю, что молодому поколению он известен меньше, чем Владимир Высоцкий или Булат Окуджава. Но трудно поверить, что кто-нибудь останется равнодушным, услышав великолепные баллады этого, пожалуй, самого романтичного российского барда, автора знаменитых «Атлантов». На вопрос журналиста о том, как он определит себя одним словом, Городницкий однажды ответил: «Я - странник авторской песни, последний из послевоенного поколения титанов духа великий бард, поэт и путешественник...». Конечно, это шутка, но если задуматься, одновременно и весьма точное определение. Своё песенное творчество Александр Городницкий успешно совмещает с серьёзной научной деятельностью. Он - известный учёный-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор. Городницкий опубликовал более 260 научных работ, в том числе 8 монографий, посвящённых геологии и геофизике океанического дна. В новом тысячелетии Александр Городницкий по-прежнему работает в институте океанологии и радует нас новыми песнями. В 2009 году он выпустил два великолепных сольных альбома - «Новая Голландия» и «От Оренбурга до Петербурга». В музыкальном аудиоприложении представлены его избранные песни разных лет.
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Почему расстались 02. Снег 03. Болот огонь зеленый 04. Береника 05. Брусника 06. Перекаты 07. Деревянные города 08. Песня полярных летчиков 09. За белым металлом 10. На материк 11. У геркулесовых столбов 12. За тех, кто на земле 13. Ах, не ревнуй 14. Канада 15. Английский канал 16. Индийский океан 17. Я иду по Уругваю 18. Моряк, покрепче вяжи узлы 19. Песня американских подводников 20. Бухта Наталья 21. Не женитесь, поэты 22. Дуэль 23. На Маяковской площади 24. В Донском монастыре 25. Дворец Трезини 26. Чистые пруды 27. Предательство 28. Для чего тебе нужно 29. Шотландская песня 30. Волчья песня 31. Система Декарта 32. Жена французского посла 33. Атланты
Для того чтобы увидеть поэзию в советско-загсовском штампе: «Дорогие граждане брачу-у-ующиеся...», нужно быть очень талантливым человеком с большой фантазией! Леонид Сергеев оказался именно таким. Именно он прославил забавный вид бардовской песни в виде юморного мюзикла-моноспектакля, который сам Леонид частенько называет «оперой». И вот уже народ хором в залах и у костров, давясь хохотом, подпевает его знаменитой «Свадьбе»: «А горько-горько, а всем нам горько..!» И «Хоккею»: «Ребята, родные, за вас вся Россия, Большая Россия, она не простит, Болельщики просят, правительство спросит! Вперед, мои лоси, судья уж свистит!»
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Посвящение Году Петуха (2:38) 02. В Нашем Царстве - Государстве (3:32) 03. Что-То День Нынче Странный (2:35) 04. Ой, Бегут, Бегут Лошадки (3:08) 05. Что За Жизнь У Нас, Ребята (2:41) 06. Трамвайчик (3:27) 07. Курский Вокзал (1:53) 08. Старый Дом (3:39) 09. Когда Я Стану Стариком (2:25) 10. Догорает Сигарета (3:30) 11. Март, Апрель И Май (2:21) 12. Колоколенка (5:21) 13. Снимается Кино (2:52) 14. А Я На Митинги Хожу (2:59) 15. Колыбельная Оратория (2:53) 16. Заплыв (3:07) 17. Городской "'романс" (2:14) 18. Караван (3:55) 19. Секс - Шоп (3:24) 20. Свадьба №1 (3:48) 21. Свадьба №2 (4:43) 22. Свадьба №3 (6:58) 23. Попевки (4:41)
У него ведь все - про надежду. Вот интересно, есть такие, кто ни разу в жизни не спел: «Не везет мне в смерти, повезет в любви...»? Или не слышал: «Виноградную косточку в теплую землю зарою...»? И не сокрушался: «Ах, война, что ты сделала, подлая, стали тихими наши дворы...»? Или не знал: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке...»? Все это поется легко и просто - будто ты с этим родился, причем на Арбате: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество...»
Может, это вовсе и не песни, где главное - мелодия, а мысли, отлившиеся в форму высокой поэзии. Кажется, это Шостакович говорил, что единство стихов, музыки и исполнения у Окуджавы настолько органично, что надобность в других композиторах сама собой отпадает.
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Надежды Маленький Оркестрик (2:06) 02. По Смоленской Дороге (2:05) 03. Песенка Об Арбате (2:35) 04. Песенка О Пехоте (2:18) 05. Песенка О Солдатских Сапогах (2:01) 06. До Свидания, Мальчики (2:50) 07. Песенка О Лёньке Королеве (2:06) 08. Старая Солдатская Песня (2:35) 09. Дальняя Дорога (2:54) 10. Батальное Полотно (1:49) 11. Бумажный Солдатик (1:06) 12. Ваше Величество Женщина (1:14) 13. Не Бродяги, Не Пропойцы (1:51) 14. Песенка О Голубом Шарике (1:07) 15. Дежурный По Апрелю (1:43) 16. Песенка О Московском Муравье (2:30) 17. Песенка О Комсомольской Богине (2:09) 18. Главная Песенка (2:00) 19. Грузинская Песня (1:58) 20. Песенка О Моцарте (2:46) 21. Союз Друзей (2:57) 22. Когда Воротимся Мы В Портленд (3:07) 23. О Володе Высоцком (2:10) 24. Давайте Восклицать! (1:41) 25. Мы За Ценой Не Постоим (2:59)
У него ведь все - про надежду. Вот интересно, есть такие, кто ни разу в жизни не спел: «Не везет мне в смерти, повезет в любви...»? Или не слышал: «Виноградную косточку в теплую землю зарою...»? И не сокрушался: «Ах, война, что ты сделала, подлая, стали тихими наши дворы...»? Или не знал: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке...»? Все это поется легко и просто - будто ты с этим родился, причем на Арбате: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество...»
Может, это вовсе и не песни, где главное - мелодия, а мысли, отлившиеся в форму высокой поэзии. Кажется, это Шостакович говорил, что единство стихов, музыки и исполнения у Окуджавы настолько органично, что надобность в других композиторах сама собой отпадает.
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. За Что Ж Вы Ваньку-то Морозова (1:46) 02. Песенка Про Дураков (1:55) 03. Прощание С Новогодней Ёлкой (5:00) 04. Арбатский Романс (3:02) 05. Синий Троллейбус (2:40) 06. Былое Нельзя Воротить (2:40) 07. Музыкант Играл На Скрипке, Я В Глаза Ему Глядел (2:34) 08. На Фоне Пушкина Снимается Семейство (2:23) 09. Вот Так И Ведётся На Нашем Веку (1:20) 10. Старый Пиджак (2:18) 11. Неистов И Упрям, Гори, Огонь, Гори (1:24) 12. Песенка О Молодом Гусаре (4:05) 13. Юнкера (2:36) 14. Часовые Любви (1:48) 15. На Сретенке Ночной (1:55) 16. Новое Утро (2:07) 17. Отъезд (2:55) 18. Ворон (1:33) 19. Ещё Один Романс (2:27) 20. Кабинеты Моих Друзей (2:58) 21. Песенка Про Чёрного Кота (1:10) 22. Ах, Надя, Наденька (1:36) 23. Песенка Весёлого Солдата (1:44) 24. Прощание С Польшей (2:57)
Российские барды. Том 8 Алексей Иващенко и Георгий Васильев ("Иваси")
Иваси - это не селедка. Это такое народное название творческого дуэта Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Авторы это название не-на-видят! И Алексей, и Георгий начинали свой путь в Московском государственном университете, и оба учились на географическом факультете. Во время учебы они и создали творческий бардовский дуэт «Иваси», сотрудничали со Студенческим театром МГУ, писали и исполняли свои песни. Чудесно то, что писали они легко и весело, а также при этом и философично. Так что вошли в моду быстро. У костров и в студенческих общежитиях, на сценах слетов и в партиях геологов пели их «Я плыву на катере», «Глафиру» и «Баланду о селедке», написанную к Татьяниному дню для студенческого спектакля. Тогда в авторской песне был застой. И публика, замученная ревнителями чистоты жанра и занудными подражателями, возлюбила Лешу с Гошей (они же «Иваси») любовью великой. Фанаты, ажиотаж, на концертах люди толкутся в проходах, родился отдельный жанр «записок «Ивасям»: «Дорогой Васильев, дорогой Иващенко, будете дурачиться - попадете в Кащенко!» У ребят целая коллекция таких записок, можно издавать отдельно. Их было за что любить. Каждая песня той поры била наотмашь. Как говорил Окуджава: «Настоящий поэт приходит в мир с мешком гвоздей. Каждым своим движением он раздирает души окружающих в кровь…» Это о них.
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Баланда о селёдке (2:44) 02. Песня о том, как мы строили навес на даче Евгения Иваныча (2:52) 03. Ума палата (3:31) 04. Дворник Степанов (2:36) 05. Метрополитен (2:56) 06. Ну, вот и всё, дружок (2:01) 07. Сказание о новых временах в селе Непутёвка (5:59) 08. Шипучее вино (2:55) 09. Трояк (2:13) 10. Кончается четверг (3:34) 11. На Киевском вокзале (2:13) 12. Дурь (2:44) 13. Пикник в Заветах Ильича (2:45) 14. Бом-тили-бом (1:39) 15. Бережкарики (2:43) 16. Приходи ко мне, Глафира (2:18) 17. Дождь над Иссык-Кулем (2:23) 18. Девятый вал (1:29) 19. Мой милый (3:18) 20. Мне подняли зарплату (2:39) 21. Ах, время, время (2:47) 22. Ох, не велит народный опыт (3:18) 23. Вот и кончен февраль (2:13) 24. Кладут асфальт (4:08) 25. Альма-матерь (2:23) 26. Пора по пиву (3:00)
Виктор Семенович Берковский родился 13 июля 1932 года в городе Запорожье, скончался 23 июля 2005 года в Москве.
Андрей Дятлов, журналист «Комсомолки», рассказывает о своем любимом барде: Для меня из всех бардов Берковский - вечное движение. Как началось с его (и Михаила Светлова, конечно) «Гренады» - «Мы ехали шагом, мы мчались в боях...», так и пошел, пошел, пошел: «Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам суда уходят в плаванье к далеким берегам...» («На далекой Амазонке»), «Куда шагаем, братцы? - печальный принц спросил...» («Гамлет»), «Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин...» («Ночная дорога»)...
Самое необычное в этом его движении то, что сам Берковский, пожалуй, единственный из великих наших бардов, стихов не писал. Даже у Сергея Никитина есть несколько песен на собственные стихи. У Берковского я таких не нашел. Может, плохо искал. А может, и не надо было искать: у Берковского был дар класть чужие божественные слова на свою божественную музыку. Я еще с пионерского детства помню, когда первые бардовские пластинки пошли: заиграет где-то, а мы - «Берковский!»
Ага, Берковский. А это - «Гренада» Светлова, «Контрабандисты» Багрицкого, «Ну что с того, что я там был» Левитанского, «Черешневый кларнет» Окуджавы... Это Мориц, шотландские поэты, Сухарев, Матвеева, Слуцкий...
Вы поняли, про что я? Про то, что никто и никогда после Берковского лучше музыки к тем стихам не написал, даже не пытался. Теперь умножьте это «даже не пытался» на 200 - и вы поймете масштаб Берковского. Конечно, Виктор Семенович - не неистовый рыжий аббат Вивальди, написавший более 500 произведений. Но зато (вот ирония судьбы!) именно Берковский с Сергеем Никитиным как раз и заразили нас его неукротимо взмывающей в небеса музыкой, написав песню на стихи Величанского «Под музыку Вивальди»...
Виктор Берковский никогда не был лауреатом чего бы то ни было: так вышло, что даже участие в фестивалях и конкурсах авторской песни он принял сразу в качестве члена жюри (он являлся, в частности, неоднократным председателем жюри Грушинского фестиваля). Он также не являлся членом Союза композиторов, поскольку никогда «не обучался музыке» в соответствующих учебных заведениях и не обладал «бумажкой», которая официально бы удостоверяла его профессиональное мастерство. Он просто писал песни, которые люди любят, поют, будут любить и петь всегда.
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
01. Божественная Суббота (1:56) 02. Alma - Mater (3:06) 03. Гренада (3:09) 04. Про Гусара (2:27) 05. Песня Шагом, Шагом (1:55) 06. Вспомните, Ребята (2:57) 07. Сороковые - Роковые (3:17) 08. Выезд (2:36) 09. Ну Что С Того, Что Я Там Был (4:37) 10. Гамлет (1:50) 11. В Городском Саду (2:53) 12. Катюша (2:49) 13. Две Женщины (3:08) 14. Контрабандисты (2:36) 15. Подарите Мне Море (3:11) 16. Получилось Хорошо (2:10) 17. Песенка Про Собаку Тябу (2:29) 18. Осенины (2:08) 19. Персидский Базар (2:42) 20. Конец Сезона (2:24) * 21. Марк Шагал (2:37) 22. Ночная Дорога (4:38) 23. Кинематограф (4:12) 24. Тихоокеанская Звезда (2:27)
* - опубликована впервые, запись с концерта 1991 года из архива А. Сидорова и Л. Лукиной (ЦАРАП) Исполнение - Виктор Берковский и Дмитрий Богданов
Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве.
Ким разносторонний и резко критикующий общество бард. Он вёл борьбу против пустых лозунгов партии, бессодержательной советской идеологии, господствующей повсюду лжи, принуждения к двоемыслию, фальши, — и все это в лёгкой форме, смеясь, иронически, иногда под маской клоуна. — Вольфганг Казак
Дмитрий Смирнов, корреспондент отдела спорта «КП», рассказывает о своем любимом авторе-исполнителе: Как песни советского корейца Кима стали русскими народными
- Как ни странно, но, кроме Юлия Кима, в ХХ веке, за исключением Высоцкого и Окуджавы, пожалуй, и не было больше такого «всезаполняющего» барда, который «сопровождал» бы каждого жившего в СССР своими песнями от детского сада до самой пенсии.
Если вдруг взять и «извлечь» Кима из нашей культуры, дыра получится просто гигантская. Выяснится, что чуть ли не добрая половина (ну хорошо, добрая треть!) советской киноклассики «опеснена» им, при всем при этом кумиром страны так почему-то и не ставшим. Может, причина в том, что практически везде в титрах скрывавшегося от гонений цензуры Кима прятали под политкорректным псевдонимом «Ю. Михайлов»?
» продолжение...: «
Спору нет, двум вышеназванным классикам тоже нелегко было пробиваться к славе, но у них преграды на пути стояли преимущественно творческие: вот карандаш, вот гитара - дерзай, а там уж как получится. Однако, даже если захотеть, выдумать условия для пути наверх хуже, чем у Кима, просто невозможно.
Начать хотя бы с того, что трудно стать большим советским поэтом, являясь от рождения корейцем. А папа Юлия Черсановича, как несложно догадаться по фамилии, был именно корейцем. Вдвойне трудно стать большим советским поэтом, являясь сыном корейца - врага народа, расстрелянного в 1938-м. И уж вовсе невозможно стать большим советским поэтом, являясь всем вышеперечисленным, активно занимаясь при этом правозащитным движением и регулярно подписывая письма с требованием свобод и прав, то есть в сущности будучи завзятым антисоветчиком. И тем не менее Ким как-то проплыл между Сциллой КГБ и Харибдой цензуры, и ткни сегодня пальцем в диск с хорошим отечественным фильмом на полке - с большой вероятностью попадешь в песню Кима. Уже старт у него был шикарный: в «Бумбараше» что ни песня, то шедевр.
Знаменитую «Ходят кони» Ким сочинил за пять минут - прямо в палатке в киноэкспедиции. Следующее чудо произошло незамедлительно: композитор Владимир Дашкевич в той же палатке за пять минут сочинил музыку к этим стихам. Через час песню распевала вся съемочная группа, через год - вся страна. Исполнявший «Коней» Бумбараш - Золотухин вспоминал потом, что после выхода на экраны фильма режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов укорил его:
- На такие слова надо петь лучше!
А дальше были «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо». Только песен для двух этих лент было бы вполне достаточно, чтобы войти в золотой фонд отечественной кинопоэзии, но у Кима и кроме них есть что спеть и перед залом, и перед Всевышним.
Кстати, несмотря на то что песни Кима в кино пели великие мастера, в исполнении самого автора шедевры ничуть не теряют в качестве. А данный ему природой голос Юлий Черсанович иронично именует «женским басом».
Когда-то давным-давно Игорь Скляр спел в телепрограмме кимовскую «Губы окаянные, думы потаенные», по простоте душевной назвав ее народной. Ким не обиделся. Просто некоторое время, поднимая на звонки друзей телефонную трубку, отвечал: «Русский народ слушает». Неплохая карьера, если вспомнить, с чего все начиналось.
Лариса КАФТАН, спецкор отдела политики «КП», рассказывает о своем любимом барде: О женщине тихой и смиренной - Впервые я услышала Веронику Долину в юности. Я не знаю, чем зацепило мой бунтарский нрав тихое журчание песен Вероники Долиной, напоминающих то порхание бабочки, то еле слышный шелест листьев. Женским смирением перед мужчиной? Вот уж нет. Это точно не по мне, тем более в юности. («А хочешь, я выучусь шить, а может, и вышивать? А хочешь, я выучусь жить, и будем жить-поживать... И будем как люди жить, добра себе наживать»). Тихими радостями многодетной семьи? Только не это! («А детей у нас будет пять! А может быть, даже шесть» или «Когда б мы жили без затей, я нарожала бы детей от всех, кого любила, всех видов и мастей».)
» продолжение... «
Вроде ничто не могло быть так далеко от меня, как все это, но я беспрерывно слушала Веронику Долину в одиночестве, я иногда даже, ах, плакала! А потом выходила в мир, к друзьям, к работе и карьере - уверенная в себе, не знающая печали девушка, ни в коем случае не согласная зависеть в жизни от мужчины хоть капельку.
Шли, как говорится, годы. Жить только тихими семейными радостями, быть послушной, всепрощающей женушкой (подругой) с горячим обедом наготове - по-прежнему не по мне. Разве что для разнообразия. Я и теперь не понимаю полного женского смирения перед мужчиной, даже перед любимым (а может, просто я не вижу мужчин, перед которыми преклоняет голову так называемая лирическая героиня песен Долиной? «Никто не любит Вас, как я люблю, никто, как я, любить не может»).
Я на такую женщину вроде бы не похожа (может, ошибаюсь?), но я все равно ищу новые диски Вероники Долиной. И устроившись в кресле с пледом, уплываю от ее элегантной тонкой женской мудрости. Может, это именно то, чего мне не хватает в жизни. И я очень хочу этому научиться. А может, во мне все-таки спит да никак не проснется смиренная, жертвенная, готовая на все ради любви дамочка? Хотя о чем это я? Я ведь не размышляю, не копаюсь в себе, я даже ни о чем таком личном не вспоминаю, слушая тихий трогательный голос Вероники Долиной. Я просто слушаю, грущу или улыбаюсь и уплываю от нежности, просто от нежности как таковой, которая все же есть в любой женщине: деловой или домохозяйке, успешной или неудачнице, маме или той, кому Бог не дал детей.
Песни Вероники Долиной - это как разговор с подругой, умеющей выслушать и понять. Умные мужчины придумали мысль, что, проговаривая свои беды с подругами, мы уже решаем их. Ну можно согласиться. Только в этом случае разговор необычен: Вероника Долина словно предчувствует, о чем хотела бы поговорить подруга (слушательница), и поет об этом. Наверное, это и есть настоящее искусство:
Я обиды рассовала по карманам
И царапины как кошка зализала.
Я училась этим маленьким обманам,
Ничего тебе об этом не сказала.
В сумку сунула еще две-три тревоги
И за пазуху упрятала упреки,
Завязала в узелок свою досаду,
Ничего такого мне теперь не надо...
» СПИСОК ЗАПИСЕЙ: «
1 Мне другую ночь не спится. 2 Не всё же мне девчонкой быть. 3 Ничего не помню больше. 4 Помилуй, Боже, стариков. 5 Я сама себе открыла. 6 На мосту, где мы встречались 7 А когда я болела. 8 Не гаси меня, свечу. 9 Не пускайте поэта в Париж. 10 Отболело, отстучало. 11 Поль Мориа, уймите скрипки. 12 Была ещё одна вдова. 13 И была на целом свете тишина. 14 Никуда отсюда не деться. 15 Дом Чайковского в Клину. 16 Цыганка, цыганочка Аза. 17 То призрачное, то прозрачное. 18 Я пустышечку несу. 19 Нас согревает радиатор. 20 Когда услышу эхо той молвы. 21 Когда ещё хоть строчка сочинится. 22 Ни христианин, ни католик. 23 Как канули во тьму все алеуты. 24 И не всегда ж я буду молодой. 25 У маленькой любви. 26 Кукольник, кукольник, чёрная душа. 27 В этой маленькой квартирке. 28 Мне что-то стало трудно дышать. 29 А за всё, что выйдет боком. 30 Не боюсь ни беды, ни покоя. 31 Усталость преодолевая.
Сергей ПОНОМАРЕВ, зам. главного редактора «КП», рассказывает о своем любимом авторе-исполнителе
Связующие нити, увы, рвутся всё чаще...
Думаю, те, кому под 50 (или малость поменьше, или чуть постарше), меня поймут: песня Вадима Егорова «Друзья уходят как-то невзначай...» - это про нас. И если раньше, еще лет десять назад, фраза про их уход «в прошлое, как в замять» была скорее фигурой речи - ну да, терялись связи и обрывались нити, но ведь не навсегда же, всё можно было вернуть и наладить, - то сейчас... Всё чаще приходят горькие вести и всё длиннее список невозвратных потерь, и их действительно некем заменить...
» продолжение... «
Скажу, возможно, крамольную вещь: если бы Вадим Егоров написал только «Друзей», уже одним этим он обеспечил бы себе место в ряду классиков авторской песни. Но он автор еще и «Дождей» (песня написана в 1966 году, когда Егорову не было и двадцати, - трудно в это поверить!), и «Облаков» («Памяти школьников выпуска 1941 года»). А вообще он сочинил более 300 песен и 500 стихотворений...
И хотя Егоров родился уже после войны - в 1947 году в Эберсвальде (Германия), где тогда служил его отец, - этот автор-исполнитель, безусловно, в самой первой волне отечественных бардов-«шестидесятников». Кстати, как и некоторые из них, Вадим Егоров учился в Московском государственном педагогическом институте - этой кузнице самодеятельной песни. Напомню, именно оттуда вышли Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева, Юрий Ряшенцев и многие другие.
С их песнями (как и Галича, Окуджавы и Высоцкого) у меня связаны странные, веселые и грустные одновременно, воспоминания. Как однажды, лет двадцать назад, мы возвращались с какого-то заштатного дальневосточного фестиваля авторской песни, который не помню уж по какой неведомой причине проводили в одном из дальних райцентров на Сахалине. В настоящем медвежьем углу, где никакого населения, кроме лесорубов-«химиков» и тех самых медведей, не было... Поезд, забитый под завязку парнями и девчонками, очумевшими от таежного гостеприимства, попал под страшный, типично сахалинский снегопад, в Южно-Сахалинск мы опоздали почти на сутки. Аэропорт тоже был закрыт, и толпа приезжих гостей, человек 50, завалила в мою крохотной «однушку». Раскатали на полу матрасы и спальники, народ спал вповалку, на кухоньке постоянно кипела вода, девчонки безостановочно заправляли макароны и чистили картошку, а в основном мы дурачились и пели, пели, пели...
А потом, когда открылись аэропорт и паромная переправа на материк, мои гости по одному и группами стали исчезать...
Многие исчезли навсегда. Володи, Сереги и Алекса уже нет - здоровые были мужики, но, увы, сердце... Миклован опрокинулся на лодке, когда спускался по горной чукотской речке по своим ихтиологическим делам, его тело нашли только через неделю. Танька уехала в Германию, а Володька с Ленкой перебрались в Канаду. Остальных тоже раскидало неведомо куда...
Увы, связующая нить прервалась. Где вы, ребята? Живы ли?
» Треклист: «
1 Дождь смоет все следы. 2 Пьеро. 3 Дожди. 4 Монолог сына. 5 Друзья уходят. 6 Разговор с другом. 7 Мои шестидесятые. 8 Юбилеи. 9 Монолог дочери. 10 Две родины. 11 Облака. 12 Здраствуй, день. 13 Патриаршьи пруды. 14 Переезд. 15 Мы купались неглиже. 16 На смерть собаки. 17 Бабье лето. 18 Карусель . 19 Лето. 20 Не торопи. 21 В Лефортовском парке. 22 Сумерки. 23 Мне снится женщина одна. 24 Ожидание. 25 Диалектика любви. 26 Пусть дожидаются меня.
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин) Ленинградской области.
Все знают ее как «девушку из харчевни» - нежный образ из одноименного стихотворения. Тонкий, почти детский голосок: «Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю…»
Отец - романтик, мама – поэтесса, дедушка – поэт… Писать стихи, музыку и говорить маленькая Новелла начала почти одновременно. Но ее не печатали… Работала в теплице детдома, плела соломенные маты, на которых и ночевала, пела свои гениальные, простые и прозрачные, как горный хрусталь, песни... И так до 25 лет, пока ее не нашел наш знаменитый спецкор Василий Песков… Это потом уже были сотни концертов, Литературный институт, Cоюз писателей, 17 поэтических сборников, Государственная премия… А тогда, в начале далеких 60-х, она уснула на диванчике в редакции «Комсомолки» обычной девушкой, а проснулась знаменитой на всю страну «Девушкой из харчевни», стихи и песни которой сразу же встали в разряд «классики бардовской песни».
» Список записей: «
01. Письмо К Любимой (3:15) 02. Кораблик (2:57) 03. Ехал Солдат Лесом (2:53) 04. Какой Большой Ветер (4:00) 05. Цыганка-Молдаванка (3:59) 06. Мой Дом (Песня Дикарки) (4:52) 07. Старый Негр Хочет Спать (5:55) 08. Звёздочка (2:12) 09. Танцуем Танец (1:20) 10. На Берегу (3:16) 11. Песня Ассоль В Скалах (1:38) 12. Италия (3:42) 13. Песня По Памяти (1:50) 14. Коррида (2:32) 15. В Предрассветном Тумане (2:06) 16. Песня Свободы (4:55) 17. Дон Алонсо (3:05) 18. Девушка Из Харчевни (5:02) 19. Кружатся Листья (3:43) 20. Бездомный Домовой (3:37) 21. Долина (4:56) 22. Новогодняя Песня (Золушка) (3:15) 23. Сад Волшебный (3:37)
Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Для туристов и компанейской публики Митяев- это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи " и другие песни в исполнении М. Шуфутинского. Из тех кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне " бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня.
«Я бы не стал разделять творчество на авторскую песню, блатняк, джаз, — говорит Олег Митяев. — Это один мир. А то, что кто-то исполняет мои песни, так я давно говорю: пойте на здоровье. Я спокойно к этому отношусь. Кто их поет и как они прозвучат, это не так уж важно. Главное, что они кому-то нравятся...»
Всенародно известные песни Олега Митяева: «Соседка», «Француженка», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия», «В осеннем парке», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Лето — это маленькая жизнь» и множество других.
» Список записей: «
01. Таганай (3:12) 02. В Осеннем Парке (2:44) 03. Соседка (3:32) 04. Француженка (3:36) 05. Кандалакша (4:00) 06. За Полярным Кругом (3:17) 07. Письмо Из Африки (3:31) 08. Крепитесь, Люди, Скоро Лето (5:01) 09. Лето - Это Маленькая Жизнь (3:21) 10. Царица Непала (3:52) 11. Я Сбежал (3:26) 12. Август (3:28) 13. Женщина С Планеты Земля (3:21) 14. Песня Для Старшей Дочери (2:58) 15. Прогноз (4:07) 16. Санкт - Петербург (3:16) 17. Сахалин (4:00) 18. Сестра Милосердия (2:39) 19. Светлое Прошлое (4:26) 20. Кино (1:41) 21. Вот Тебе И Раз (3:20) 22. Как Здорово (3:09)
Вадим родился 5 июля 1956 г. в Риге, Валерий - 10 марта 1951-го в Риге, сегодня оба работают и живут в Москве. Дуэт Валерия и Вадима Мищуков появился в 1989 году. Гораздо раньше, в середине 70-х, любители авторской песни впервые познакомились с рижским ансамблем "Домино", творческим ядром которого явились начинающие тогда авторы Вадим и Валерий Мищуки.
Они поднимались по ступеням успеха медленно, как бы не торопясь. За их спиной не было финансовых подпорок или волосатой руки высокопоставленной родни (да и не помогает это в бардовской песне). А сегодня известность Вадима и Валерия Мищуков шагнула далеко за пределы узкого круга любителей бардов, да и за границы России. Их песни поют, на их концертах - аншлаги, их записи не залеживаются на полках музыкальных магазинов. Талант, работа и удача - вот составляющие их успеха. Куча регалий и наград многочисленных фестивалей, масса дисков, участие в знаменитом проекте «Песни нашего века». Их любят. И они стоят того. Красивые мужские голоса. Хорошие песни.
» Список записей: «
01. Застолье (2:47) 02. Бутылочка С Винтом (2:56) 03. Цыганочка (3:34) 04. Ангел (4:17) 05. Последний Рубль (3:08) 06. Дорогая Моя Женщина (3:59) 07. Свадьба Золотая (2:52) 08. И Ещё Один Март (2:45) 09. В Переходе Метро (2:01) 10. Я Один Такой (3:42) 11. Над Окой, Над Окой (3:31) 12. Скоро Будем Дома (2:58) 13. Две Дочки (2:15) 14. Кострома И Париж (4:30) 15. Тихая Мелодия (3:36) 16. Я Любуюсь Москвой (3:35) 17. Рижский Вокзал (4:29) 18. Атлантида (5:09) 19. Добровольная Тюрьма (2:39) 20. Спасибо, Осень (2:58) 21. Крымский Вальс (3:28) 22. Пароход. (3:35)
Александр Суханов родился 25 мая 1952 года в Саратове. В детстве учился музыке — окончил музыкальную школу по классу скрипки. В 1974 году окончил с отличием мехмат Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, затем окончил аспирантуру и получил степень кандидата физико-математических наук. Преподавал высшую математику в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. С 1981 года работает в МГУ в лаборатории вычислительных методов.
Сергей ПОНОМАРЕВ, зам. главного редактора «КП», рассказывает о своем любимом авторе-исполнителе: ... Мы называли его просто по фамилии - как Высоцкого, Окуджаву или Визбора, и никто ничуть не сомневался, о ком именно идет речь. Ну как же! Ведь это автор «Зеленой кареты»! Не слышали? А «В деревянном башмачке»? Как, и этого не знаете? Но «Среди миров в мерцании светил» вы уж точно не пропустили...
Если собеседник не откликался на эти кодовые слова и названия, сразу становилось понятно: нет, это не наш человек - это чужой...
В эпоху директивного коллективизма, торжественных кантат и ораторий, зачинавших любой официальный концерт (а иных тогда почти и не было), песни Суханова выглядели этаким гимном одиночкам, причем гимн был совсем не пафосный, а вполне ироничный. «Пищей загружен, я воспылал...» - это про любовь. А вот это - про нашу жизнь: «В комнате темно, в комнате беда: кончилось вино, кончилась еда, кончилась вода вдруг на этаже, отчего ж тогда весело душе?». ...
» Список записей: «
01. Чувствительная беседа (2:24) 02. О женщине грузии дальней (3:42) 03. Рассказ кока (2:45) 04. Королева нила (0:45) 05. Звезда (2:31) 06. Зелёная карета (3:00) 07. Бесконечные игры (2:46) 08. Пролив сангар (2:18) 09. Когда лампа разбита (2:50) 10. Телега (2:54) 11. Вальс ожидания (3:16) 12. Только ночь (2:43) 13. Апрель (3:33) 14. Вальс о снах (3:20) 15. Неоконченная песня (2:09) 16. Рисуем зарю (2:13) 17. Песня мечтателей (2:38) 18. Жил-был за рекой (3:02) 19. Мой дом (3:05) 20. Снова дождь (2:15) 21. Старинная песня (2:15) 22. Осенняя песня (2:32) 23. Романс старости (3:33) 24. Аист улетает в облака (2:34) 25. Песня против грусти (1:37) 26. До свиданья (3:08)
Щербаков Михаил Константинович (р. 27 марта 1963, Обнинск, Калужская обл.), российский автор и исполнитель собственных песен. В 1988 окончил филологический факультет Московского университета. С 1981 начал писать песни на свои стихи. Его тексты отличают изысканность, неожиданные, порой парадоксальные рифмы и сложные их переплетения внутри строк. Щербаков принадлежит к поколению бардов 1980-90-х гг., в его творчестве звучит уже не романтизм «шестидесятников», его песни несколько холодны, чуть насмешливы и утонченны. ...
» Список записей: «
01. Песня о тройке (2:17) 02. Прощальная 2 (2:53) 03. Аллилуйя (2:01) 04. Трубач (1:49) 05. Аэродром (2:51) 06. Заклинание (1:57) 07. Рождество (3:03) 08. Очнулся утром (2:18) 09. Балтийские волны (2:07) 10. Австралия (2:26) 11. Пьеса (2:18) 12. Подросток (3:47) 13. Chinatown (2:22) 14. Ночной дозор (4:47) 15. Чужая музыка 2 (3:35) 16. Варьете (5:23) 17. Два слова рыбы (5:43) 18. Интермедия 4 (3:25) 19. Неразменная бабочка (3:16) 20. Полет валькирий (2:57) 21. Тирренское море (5:14) 22. Гостиница (3:23) 23. После детства (4:29) 24. Эпилог (3:22)
Тимур Султанович Шаов (род. 14 июля 1964, Черкесск) — советский и российский поэт, автор и исполнитель песен.
Спецкор «КП» Ярослава ТАНЬКОВА рассказывает о своем любимом авторе-исполнителе: ... Его песни раздергивают на цитаты и рекламные слоганы вроде: «Если вы не путаете Сартра с сортиром, Бодлера с борделем, а Рембо и Рэмбо для вас - разные люди...» На его концертах публика хохочет до слез, как на вечерах сатиры и юмора. А в 2001 году он был награжден премией «Золотой Остап» за «наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора». Тимур прокомментировал: «Это же было моей мечтой... Другие дети хотели стать космонавтами, а я - Остапом Бендером. Потому что он веселый...»
И, несмотря на то, что Шаов давно уже возглавляет список популярных молодых бардов, на концертах он регулярно получает записки: «Мы вообще-то бардовскую песню не любим, но вас мы слушаем с удовольствием». Тимур очень этому радуется. Во-первых, потому что бард, по шуточному его высказыванию, - промежуточное состояние «между Бодлером и борделем». А во-вторых, потому что: «Стереотипы надо ломать»! ...
» Список записей: «
01. Любовное чтиво (5:57) 02. Деревенька (5:12) 03. Султан брунея (3:55) 04. Врачебная нищенская (3:16) 05. Марш геодонистов (3:30) 06. Инь и янь (3:52) 07. Ода пиву (3:20) 08. К вопросу об оптимизме (4:10) 09. Песня дельтапланеристов (2:59) 10. Менуэт (5:06) 11. О, женщины (3:00) 12. Суррогаты (3:10) 13. Романс о женщине (2:50) 14. О кризисе древнегреческой государственности (4:54) 15. Твой муж гаишник (3:16) 16. Надоело (2:31) 17. Песнь о бодуне (4:15) 18. Кто стучится в дверь ко мне (4:24) 19. Я себе сломал ногу (3:41)
Год: 2010 Жанр: Авторская песня Продолжительность: 01:08:30 Издатель (лейбл): MOROZ Records Номер по каталогу: MR 10022 CD Кодек: FLAC Битрейт: Lossless Тип битрейта: VBR Размер: 367 MB
Юрий Кукин родился 17 июля 1932 года в поселке Сясьстрой Ленинградской области, где его мама работала на строительстве гидроэлектростанции.
В жизни Юрия Кукина случился странный парадокс: его песню знали очень многие советские граждане, да что там - практически все, даже те, кто творчеством бардов никогда не интересовался, а вот кто автор этого шлягера, было ведомо разве что ограниченному кругу почитателей - всем этим разномастным «каэспешникам», пешим, горным и водным туристам и прочей публике из неформальных объединений периода великого застоя.
Кто он такой, этот Юрий Кукин? Говорят, ленинградец... И еще выпускник физкультурного института, а профессия вообще необычная. Редкая профессия - тренер по фигурному катанию... Ну а песню, говорят, написал прямо на платформе товарного поезда, когда ехал в экспедицию в Горную Шорию...
» Старший романтик Советского Союза «
Речь шла, конечно же, о знаменитой «За туманом», неофициальном гимне отечественных романтиков. Ну как же - это ведь цель их странствий была, говоря современным слоганом, «за мечтами и за запахом тайги»... Кстати, появилась она в 1964-м, как раз перед тем, как Хрущева с его оттепелью сместили и в общественной жизни уже ощутимо похолодало. На смену романтикам приходили прагматики, очень быстро переродившиеся в циников-приспособленцев. Но вот какая удивительная штука: мгновенно появившиеся переделки (самая известная: «А я еду, а я еду за деньгами - за туманом едут только дураки...») только добавили популярности песне Кукина. Да, похоже, авторами ироничных переделок были как раз сами романтики - чтобы их отъезд из больших городов и уютных квартир в далекие северные поселки и таежную глухомань не выглядел уж слишком пафосно... Помните у Высоцкого: «Мой друг уехал в Магадан, уехал сам, не по этапу...»?
Ах, это удивительное время, когда конкурсы в вузы на «романтические» профессии - геологов и гидрологов, изыскателей и штурманов дальнего плавания - зашкаливали все мыслимые пределы! А у физиков-теоретиков или ученых-ядерщиков правилом хорошего тона считались альпинистские восхождения или сплав на байдарках по горным речкам...
Что тянуло этих людей туда - в медвежьи углы? Ну уж, конечно, не официальные произведения типа «Слышишь, время гудит - БАМ!..»...
Признаюсь, не в последнюю очередь благодаря «За туманом» я сам рванул из своего большого города на Дальний Восток, где и завис на долгие годы. Там, у черта на рогах - в анюйской горной тундре, на берегу Амгуэмы (это всё на Чукотке) или в кальдере Головнина на острове Кунашир, - вместе с геохимиками или вулканологами, которых занесло судьбой в эти края, мы пели «Гостиницу», а рядом в брезентовых брюках и штормовках сидели девчонки, «занавесившись ресниц занавескою»... И еще кто-то обязательно брал знакомые аккорды, запевая: «Ты что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж?». Кажется, мы сами верили (а что еще оставалось делать - за границей-то никто сроду не был), что наш «Монмартр у костра» несравненно лучше реального Монмартра.
Прошли многие годы, и в Париже мы уже побывали не раз, да и не только в Париже, а ведь так оно и было...
Сергей ПОНОМАРЕВ, зам. главного редактора «КП»
Год: 2010 Жанр: Авторская песня Продолжительность: 01:08:30 Издатель (лейбл): MOROZ Records Номер по каталогу: MR 10022 CD Кодек: FLAC Битрейт: Lossless Тип битрейта: VBR Размер: 367 MB
» Трек лист: «
01 - За туманом 02 - Поезд 03 - Париж 04 - Говоришь, чтоб остался я 05 - Ну, поедем! 06 - Солдат Киплинга 07 - Гостиница 08 - Тридцать лет 09 - Сумерки 10 - Ни боли, ни досады 11 - SOS 12 - Не помнил я, куда летел 13 - Песенка о ногах 14 - Темиртау 15 - Волшебник 16 - Песня клоуна 17 - Миражи 18 - Песня канатоходца 19 - Я губами солнце снял со щеки 20 - Пора 21 - Ничего 22 - Романс 23 - Город 24 - Маленький гном 25 - Ковбой 26 - Осенние письма 27 - Остаётся 28 - Как осенний лист закат на землю падал 29 - А всё-таки жаль
» Как, чем открыть файл .flac? «
Roxio Easy Media Creator Adobe Audition VideoLAN VLC Media Player VUPlayer Winamp с подключаемым модулем FLAC Windows Media Player с фильтрами Illiminable или CoreFLAC
letitbitvip-file добавлена информация для восстановления пароль на архив: softoroom.org