day & night

 
"Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Звёзды"
Дата публикации:
#1
kontra



профи!
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 11.889
Регистрация: 13.02.2005
Пользователь №: 6.480


Респектов: 3487
-----XXXXX




"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"


В 1957 году Георгий Вицин познакомился с начинающим режиссером Леонидом Гайдаем и снялся в его фильме "Жених с того света". Роль была сыграна так мастерски, что бюрократы из Госкино внезапно узнали в ней самих себя. В результате картину безжалостно сократили и пустили вторым экраном. Но встреча Вицина с Гайдаем оказалась эпохальной. Благодаря ей спустя три года после съемок "Жениха" родилась знаменитая тройка - Трус, Балбес и Бывалый. В 1965 году эта компания появилась на широком экране в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

Фильм состоит из трех самостоятельных новелл, объединенных фигурой главного героя – студента Шурика, попадающего в самые невероятные ситуации. В "Напарнике" он сражается с хулиганом Верзилой, в "Наваждении" – готовится к экзамену, в "Операции "Ы" – предотвращает "ограбление века". Кстати, на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле "Наваждение" был присужден главный приз Серебряный дракон.

Литературный сценарий-заявка кинокомедии "Несерьезные истории" представлял собой две новеллы. В одной из них студент Владик перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй готовил к поступлению в институт оболтуса Илюшу. В итоге первая новелла сильно изменилась, вторая полностью стала лирической, а потом появилась и третья. Сменилось имя героя, а вместе с ним и название фильма.

"Операция "Ы" появилась благодаря творческому союзу сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского и режиссер Леонида Гайдая. Как персонаж Шурик был придуман Костюковским и Слободским. А на выходе это уже был образ, рожденный и сценаристами, и режиссером. Поэтому у Шурика три папы. А началось все с идеи, которая называлась "Очкарик". В начале 1960-х появилась целая прослойка студентов, которым родители не могли обеспечить учебу, да и стипендия не давала тот самый пресловутый прожиточный минимум. В стране началась стадия приработков. Одни зарабатывали репетиторством, другие ночью разгружали вагоны. Сценаристы решили сделать главным героем студента Владика Арькова, который сохраняет все внешние качества интеллигента-очкарика, но, пройдя школу разгрузки вагонов и работы на стройке, уже умеет за себя постоять.

Имя персонажа сменили после того, как бдительные люди сказали, что ни о каком Владике не может идти и речи. Владиками звали Владленов, а Владлен – это Владимир Ленин. С этим сценаристы не стали спорить. Потом возникла легенда, что она назвали героя Шуриком из-за актера Александра Демьяненко. Это не так. На самом деле, никто никогда его Шуриком не называл – все звали Сашей.

На Лиду из "Наваждения" пробовались едва ли не все молодые актрисы "Мосфильма", прораба мог сыграть Владимир Высоцкий, а на Шурика прошли пробы доктор "Ватсон" Виталий Соломин, Александр Збруев и Андрей Миронов. Ни один из кандидатов не устроил Леонида Гайдая. Когда режиссер впал было в отчаяние, кто-то из группы посоветовал съездить в Ленинград, познакомиться с Александром Демьяненко. Леонид Иович так и сделал. Судьба фильма была решена.

Леониду Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера перекрасили в блондина, и впоследствии Демьяненко с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже – краски в то время были жуткие.

Снимали "Операцию "Ы" с июля 1964 по апрель 1965 года. Работали в Москве, Ленинграде и Одессе. В итоге одну короткую сцену могли снимать в совершенно разных местах. Взять, например, новеллу "Напарник". Перед началом погони, когда Шурик и Верзила просто разговаривают, они находятся в Одессе. Шурик удирает от Верзилы на подъемнике – это уже московский район Свиблово. Сцена, когда двое участников погони выглядывают через балконные проемы на разных этажах – снова Одесса. Вид балконов ближе – опять Свиблово. Бегут по лестнице - павильон Мосфильма. Прыжок из окна, снятый из комнаты – Свиблово. Попадание Шурика в битум и радость Верзилы – Одесса. И так далее.

Постепенно в процесс начали вмешиваться редактура и худсовет "Мосфильма", но, к счастью, переснять какие-то куски уже было невозможно. Да и среди больших начальников иногда находились прогрессивные люди. Некоторые из них поняли главное: Шурик решил извечную проблему положительного киногероя. Но сценарно-редакционная коллегия Главного управления художественных фильмов так не считала. "Операцию "Ы" приняли прохладно и предложили сократить, а то и вырезать целый ряд эпизодов. А именно - часть погони и всю сцену "превращения" Феди в негра, студенческий капустник с "Дубом" и профессором. Советовали урезать всю развязку в новелле "Наваждение" и непременно выкинуть мышку, которая надышалась хлороформом.

Гайдай оставил все как есть, и позже ему это припомнили. Фильм отнесли ко второй категории и потребовали пустить "вторым экраном", то есть по провинции, с малым количеством копий. Положение спасло письмо председателя оргкомитета Союза работников кинематографии СССР и режиссера "Кубанских казаков" Ивана Пырьева председателю Госкино, и 16 августа 1965 года в Москве состоялась премьера новой кинокомедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

Кстати, то, что режиссером фильма стал именно Леонид Гайдай – тоже заслуга Ивана Пырьева. По воспоминаниям коллег, он был талантливым организатором с огромным нюхом на любые творческие союзы, и сразу понял, что сценарий "Операции" перспективен и что режиссером должен быть именно Гайдай. Более того, Иван Пырьев помог и дельными советами. Например, по замыслу верзилу Федю должен был играть Михаил Пуговкин, но Пырьев подсказал, что для нас обаятельный Алексей Смирнов лучше, потому что при всей своей грубости и хамстве он должен нравиться зрителям. И наоборот, внешность Пуговкина очень соответствовала современному демагогу. Он был вылитый секретарь райкома по идеологии. В результате этой умной подмены каждый нашел себе маску. А для сценаристов появилось благодатное поле для фантазий: тут они порезвились и про Большой театр, и про балет, и про Парижскую Богоматерь…

Шурик не был покорителем вершин, а в схватки вступал скорее по наивности, чем по природной доблести. Там, где герою полагалось решительно действовать, он растерянно моргал. Но Шурик обладал несомненной смекалкой, а от своих успехов сам приходил в изумление и восторг. Перед зрителями предстало живое олицетворение всех тех особенностей, которые принято было ставить в вину интеллигенции. И Шурику аплодировали, как когда-то Чарли Чаплину. Фразы из фильма мгновенно ушли в народ: "Огласите весь список, пожалста…", "Кто не работает, тот ест! Учись, студент", "Давай бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр…", "Надо, Федя, надо…", "Экзамен для меня всегда праздник, профессор!", "Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?", "Как пройти в библиотеку?"

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла на экраны в 1965 году. Согласно статистике только в первый год проката фильм посмотрел каждый третий гражданин нашей страны. Леонид Гайдай был полноправным соавтором сценария "Операции Ы". Расходясь по домам, он и сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской давали друг другу задания – продумывать фразы и эпизоды.

Успех фильма Яков Костюковский объясняет тем, что они не боялись обвинений в смехачестве, в том, что они опускаются до уровня массового зрителя, что их фильмы не будут показывать в Венеции, что они не получат "Оскара" и не поедут в Канны. Авторы всего лишь хотели, чтобы люди на полтора-два часа забыли о своих заботах, бедах, несправедливости и окружающей действительности.

Трое авторов собирались дома у Якова Костюковского. "Операцию" печатали на старенькой портативной машинке "Эрика". Каждый, как говорил Леонид Гайдай, "приносил с собою в клюве" какую-то заготовку, и по команде режиссера: "Ну, в закрома!", – сводили их воедино. Когда с каким-либо эпизодом дело стопорилось, его откладывали – пусть зреет. Когда какая-нибудь удачная реплика смешила, Гайдай говорил: "Минуточку! А будет ли над этим хохотать зритель?". Проверяли на друзьях и родственниках. Гайдай был убежден, что комедия – искусство простое и даже грубоватое. Если зритель сразу чего-то не понимал – такой эпизод тут же переписывали заново.

Однажды авторы "Операции" заспорили о какой-то сцене. Яков Костюковский сказал: "Леня, я вам не могу доказать свою правоту, но я печенкой чувствую, что сделать надо именно так". На режиссера этот аргумент неожиданно подействовал. А главное – на экране потом получилось хорошо. И Морис Слободской еще не раз его просил: "Скажи, что печенкой чувствуешь, чтобы Гайдай с нами согласился". Но Костюковский больше этой фразой не злоупотреблял.

Гайдай поначалу не хотел вновь снимать тройку "Трус-Балбес-Бывалый" в "Операции", но его увлекло предложение Костюковского и Слободского, что на экране эти герои впервые заговорят. Гайдай очень высоко ценил Вицина и Никулина и поэтому рад был поработать с ними еще. После успеха "Операции "Ы" удалось – не сразу! – убедить режиссера еще раз их снять вместе. Но уже после "Кавказской пленницы" Гайдай сказал, как отрезал: "Пишите сценарий на одного Никулина". Тройку потом пробовали использовать и другие режиссеры, но ничего хорошего не получилось.

Александр Демьяненко очень ответственно отнесся к роли Шурика. Как только он прочел сценарий, сразу сказал, что это обречено на успех. Несмотря на то, что работа была связана с постоянными переездами, он не колебался ни минуты. Потом говорили, что Гайдай открыл Демьяненко, – это неточно. Александр был очень популярным актером, снявшимся во многих знаменитых фильмах. Гайдай сделал другое: популярного артиста превратил в любимого.

Очередной гайдаевский фильм цензорам не приглянулся. Первым делом выяснилось, что Смирнов слишком обаятельный, нельзя так играть хулигана. А Шурик слишком жесток, когда бьет его розгами. Затем выяснилось, что в верхах Федей называли Фиделя Кастро, и, когда Шурик говорит "надо, Федя, надо", получается, что экзекуции подвергается сам лидер Кубы. Авторам фильма заявили, что они нарочно выбрали такие захламленные стройки, где жуткий бардак.

Перед съемками эпизода с раздеванием студентов долго не могли подобрать нужный купальник для Натальи Селезневой. Кто-то из костюмеров, потеряв терпение, проворчал: "Какая разница, во что она будет одета?". А вот цензоры, посмотрев эту лирическую новеллу, пустили формулировку "голизна" – из-за Селезневой в купальнике. Естественно, говорили, что в жизни так не бывает – ложиться на один диван незнамо с кем. А в последней сцене один редактор подытожил: "Что же это получается: с жуликами, бандитами, расхитителями социалистической собственности не справляется ни милиция, ни Шурик, а справилась только бабуля "божий одуванчик"?!".

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. "Операция Ы" очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых… Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет вроде Кузьминок, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.

Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон. Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой "Хочу на Луну" на модную тогда космическую тематику…

Сюжет с фальшивым ограблением базы сценаристы взяли из жизни. В тот год в Москве было раскрыто подобное дело. Не сумев подкупить ревизора, жулики-кладовщики инсценировали кражу на уже разворованном складе. Сначала Балбес, Трус и Бывалый должны были действовать самостоятельно, но потом пришла идея столкнуть их с Шуриком, и троица впервые обрела достойного противника

gorodfm.ru
User is offline
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 3.05.2024 - 2:01
Мобильная версия | Lite версия