day & night

 
22 октября Спартаку Мишулину исполнилось бы 80 лет, "Звёзды"
Дата публикации:
#1
kontra



профи!
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 11.890
Регистрация: 13.02.2005
Пользователь №: 6.480


Респектов: 3495
-----XXXXX




Пан Директор, который живет на крыше

22 октября Спартаку Мишулину исполнилось бы 80 лет.


Твой софтовый форумФантазер, как Карлсон, смелый, как Саид, и наивный, как пан Директор, — таким был Спартак Васильевич в жизни.

Этого актера узнают по голосу, хотя ролей в кино у него по сегодняшним меркам — всего ничего. Однако! Его Карлсона, кудрявого и толстопузого, до сих пор — а это более 30 лет — не могут «переиграть» ни на одной сцене СНГ. Со дня премьеры «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» состоялось 1.870 аншлаговых спектаклей. И просмотрели его за эти годы 2 миллиона зрителей...

Телевизионный римейк сериала «Кабачок «13 стульев» вообще вряд ли когда–либо состоится, уж больно к месту и ко времени были очерчены роли героев. Например, пан Директор. Чудаковатый «тормоз» в общении с барменом и одновременно раб страсти к мундиру (читай — к начальству) — это личные находки Мишулина к бессмертному образу пана Директора...

Ну а везучий Саид в исполнении Мишулина с неизменно томным «стреляли...» и с искренней восточной просьбой: «Увидишь Джавдеда — не убивай его. Он — мой!» — классика жанра у нескольких поколений! Собственно, на этих двух фразах и была выстроена роль в фильме «Белое солнце пустыни».

Впрочем, Спартак Мишулин от предложений редко отказывался. Чаще — ждал. За год до роковой операции актер сыграл Карлсона на гастролях в семи спектаклях подряд — и каждый раз оставался в фойе, чтобы дети смогли с ним сфотографироваться. После этой роли был весь мокрый: костюм героя с бутафорскими толщинками весил несколько килограммов. Родные Мишулина говорят, что он был очень больным человеком, но никогда не жаловался... А однажды на третий день после операции аппендицита играл премьеру «Трехгрошовой оперы», где нужно было много двигаться и петь. Врач в это время сидел в кулисах — на случай, если шов разойдется.

У Мишулина, конечно же, было свое кладбище ролей. Он многого не сыграл. Хотя и эти три роли — Карлсон, Директор и Саид — оказались достаточными для истории и энциклопедий. Плучек (художественный руководитель Театра сатиры.) часто его ругал за творческие находки. В одном спектакле была сцена с Мироновым. Герой Андрея изображал жену и говорил: «Дорогой, застегни мне молнию». И герой Мишулина застегивал молнию — на брюках. Режиссер матерился: «Пошляк!» А комиссия, принимавшая спектакль, хохотала над этим экспромтом... Был период, когда крупных ролей ему не давали. Но и проходные Мишулин играл так, что их всегда замечали критики.

Начитавшись биографических статей, сделала вывод: у Мишулина все в жизни сложилось не благодаря... а вопреки. Судите сами. Родился 22 октября 1926 года в Москве. Его мать была заместителем наркома промышленности, естественно, вся — в работе. Мальчишка рос на улице. В 1937–м ее сослали в Ташкент. В 10 лет мальчик остался один. Был осужден и провел несколько лет в тюрьме. Легенда гласит, что, будучи пацаном, Мишулин в политической книжке разукрасил портрет Сталина. Донесли...

Детство

«Сбегал из дома, попадал в милицию... Когда вернулся из очередного побега обратно в Москву, уже шла война и мама с дядей эвакуировались. Еду в трамвае и вижу: стоит курсант и чуть не плачет. «Нашу артспецшколу из Москвы в Анжеро–Судженск переводят», — рыдает он. В общем, мама, папа, сопли, слюни... А я, сколько себя помню, всегда мечтал быть актером и не мог не обратить внимания на афишу: «Набор в артспецшколу», которую расшифровал для себя как «артистическая специальная школа». «Давай свою шинель, — говорю этому курсантику. — Как твоя фамилия? Где сбор?» И поехал вместо него. А на сборном пункте рады были каждому, и меня зачислили. Ну а то, что школа оказалась совсем не артистической, а артиллерийской, я узнал позже...»

Юность

«Мама не знала, что я в тюрьме. Шла война, они были в эвакуации, а я боялся даже заикнуться о том, кто у меня родственники. Думал, их тут же снимут с должностей. А нашли они меня уже после того, как я вернулся из лагеря. Кстати, в лагере под Кемерово я встретил Ваню — личного водителя дяди. Он был осужден по 58–й статье и работал начальником мельницы. Ваня взял меня к себе в подчиненные и, помню, так накормил в первый день работы, что я чуть не умер от заворота кишок. Я стал водовозом, возил на поля воду для осужденных. А потом мы с Ваней придумали вот какую штуку: наполняли бочку не водой, а... зерном. Заключенные же голодными работали, а зерно сваришь в котелке — и сыт. Поехал я так в очередной раз, а тут начальник лагерного пункта. «Дай, — говорит, — попить». — «Да грязная у меня вода, на болоте взял», — пытаюсь увильнуть. Он уже развернулся, а потом опять: «Не–е, пить очень хочется, дай воды». Зачерпнул из бочки, а там вместо воды зерно... Так я еще полтора года заработал. Но в каком–то смысле я даже благодарен тюрьме. Она научила меня работать».

Только в 34 года Мишулин перебрался в столичный Театр сатиры из Омска. А прославился намного позже — в 66–м, после «Кабачка «13 стульев». Супруга актера вспоминала: «Для многих он так и остался паном Директором, а ведь у него были потрясающие работы в театре. В «Мамаше Кураж», «Проделках Скапена» и особенно в «Городе миллионеров». Спартака, единственного из России, пригласили в Рим на празднование столетия драматурга Эдуардо де Филиппо. А после фестиваля в Марселе, где он играл в спектакле Мрожека «Счастливое событие», французы прозвали его русским Депардье.

Кстати, на проходившем в Марселе фестивале русского театра и кино обиженные действиями российских войск в Чечне журналисты на пресс–конференции хранили гордое молчание. И надо отдать должное Спартаку Мишулину, который решительно взял инициативу в свои руки. И начал говорить примерно следующее: «Раз вы ничего не спрашиваете, я вам сам сейчас все расскажу. Во–первых, мне очень понравился Марсель. Вчера вечером, когда мы прилетели, у вас на улицах было так грязно, что я сразу вспомнил Москву. Но утром было так чисто, что я обрадовался: у вас, значит, как и в Москве, убирают. Во–вторых, у вас все время какие–то демонстрации. Вчера вечером я вышел из гостиницы, и меня тут же подхватила толпа, сунули мне в руки какой–то флажок и куда–то повели. Вокруг что–то кричали, махали транспарантами, я уже подумал, что меня сейчас вместе со всеми арестуют, но тут мы как раз подошли к нашей гостинице. Мне очень понравилось, что у вас демонстрации доводят до самой гостиницы... Теперь я задам несколько вопросов, которые вы, конечно, хотите задать. Первый вопрос: сколько лет театру «Модернъ»? Второй вопрос: с кем живет художественный руководитель театра Светлана Врагова?» — примерно так или в таком духе говорил Мишулин. Сначала был шок, потом стали улыбаться, потом — смеяться, откликаясь на ту пародию, в которую превратил начало пресс–конференции едва знакомый им русский актер. Потом были вопросы — часа на полтора. Потом потрясенные французы подходили и говорили, что такой пресс–конференции в Марселе еще не было...

В начале 50–х, провалив экзамены в ГИТИС, Мишулин был отправлен во вспомогательный состав Калининского драмтеатра, перешел в труппу Омского драматического театра... И только в 1960 году был приглашен сразу в три московских театра. Выбрав Театр сатиры, прослужил там всю свою жизнь. Женился. Любовь стала для Мишулина настоящей наградой. За долгое одиночество, болезни, лагерь. Кстати, там же юноша стал пробовать себя и в литературе. Валентина Константиновна и Спартак Васильевич встретились, когда Мишулину исполнилось уже 42 года. За плечами были неудачный гражданский брак и скоротечные романы. Актер долго мечтал о семье. В молодости ходил к председателю Моссовета Промыслову, чтобы ему разрешили построить «двушку» в кооперативе. «Зачем вам «двушка» — вы один!» — удивился чиновник. — «Потому и один — не могу привести жену в дом, где нет спальни».

Воспитал дочь Карину. Дочь Мишулин любил безумно... «Она поздний ребенок (актер стал отцом в 54. — Прим. автора), тяжело мне досталась, я долго лечилась. Когда родила, завалил меня букетами, а цветы тогда были в дефиците. С Кариной каждый свободный вечер ходил в театр. «Аленький цветочек» в Театре Пушкина смотрели раз 15. Потом дочь призналась: «Знаешь, это единственный спектакль, где два антракта — можно было два раза сходить в буфет», — вспоминает супруга актера.

В 2005 году во время очередной профилактики врачи сообщили Мишулину: необходима операция на сердце — аортокоронарное шунтирование. Дали гарантию 99 процентов, что все будет хорошо. Он не стал возражать — всегда доверял врачам, ведь однажды они уже вытащили его с того света. Валентина Константиновна до сих пор корит себя, что согласилась на ту операцию. После нее Спартак Васильевич прожил всего три дня...

sb.by
User is online!
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 8.05.2024 - 0:37
Мобильная версия | Lite версия