day & night

 
Словарь поэтических терминов, В помощь учащимся
Дата публикации:
#1
† Flаmmen †



профи!
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 836
Регистрация: 7.07.2006
Из: СПб
Пользователь №: 191.114


Респектов: 192
-----X----




Акцентный стих, или ударник -
форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.

Аллитерационный стих -
преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов.

Аллитерация -
повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.

Амфибрахий –
(греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный.

Анаколуф –
синтаксическая несогласованность членов предложения.

Анакруза –
безударные слоги в начале стиха до первого ударения.

Анапест –
(от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.

Анафора –
(греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."

Антитеза –
(от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")

Аритмия –
нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.

Ассонанс –
(франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.

Астрофичность –
свободное расположение рифмованных метрических стихов.

Белый стих –
нерифмованный метрический стих.

Буколика –
общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.

Былинный стих –
тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:
фразовик - дисметрический интонационно-фразовый свободный стих;
тактовик - метризованный интонационно-тактовый стих;
акцентный стих - чаще всего трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.

Венок сонетов –
поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

Верлибр –
(франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока)

Вирши –
первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой.

Внутренняя рифма –
созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.

Вольный стих –
обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.

Гекзаметр –
стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.

Дактиль –
(греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)

Двустишье –
простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.

Девяти-десятистишье (децима) –
виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.

Дипиррихий –
двойной пиррихий.

Диссонанс –
неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.

Дифирамб –
1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде.
2. Преувеличенная похвала.

Долгий слог –
в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море.

Доля, или такт –
сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

Дольник –
русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.

Звукопись –
фонетическая инструментовка стиха.

Идиллия –
1. В античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.
2. ироническое - мирное беззаботное существование.

Инверсия ритмическая –
несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.

Инверсия синтаксическая –
неправильный порядок расположения членов предложения.

Интонация поэтическая –
средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

Катрен –
четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.

Клаузула –
(лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
мужская - огневой
женская - огневою
дактилическая - огневеющей
гипердактилическая - огневеющею

Кольцо –
звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

Константный ритм –
ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.

Краткий слог –
слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.

Лимерики –
особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).

Магистрал –
заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

Метр –
1. В античном понимании - длительность звучания стопы;
2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях.

Метрика –
1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения;
2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

Многосоюзие –
избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.
Противоположная фигура - бессоюзие.

Монорим –
стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.

Напевный стих –
один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

Народный стих –
тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

Одиннадцатисложник –
силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.

Октава –
восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.

Опорный согласный –
согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.

Параллелизм –
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

Парцелляция –
интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.")

Пастораль –
жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.

Пауза –
перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура.

Пентаметр –
в античном стихосложении пятистопный дактиль оригинальной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха.

Перенос –
несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.

Пиррихий –
стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.

Поэзия –
1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

Поэтика –
наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их.

Поэтическая этимология –
двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.

Проклитика –
перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.

Раешный стих –
дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.

Рефрен –
повторение стиха или группы стихов в конце строфы.

Ритм –
периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.

Ритмика –
1.Отдел стиховедения, смежный с метрикой, изучающей законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты;
2. Cистема ритмических вариаций стихов того или иного поэта, эпохи, культуры.

Ритмическая проза –
фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.

Рифма –
(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
бедная рифма - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков
богатая рифма- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному; бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся
каламбурная рифма - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта
конечная рифма - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов
начальная рифма - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха
неравносложная рифма- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему
омонимическая рифма- рифма, составленная из омонимов
опоясывающая рифма- или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а – опоясывающая
перекрестная рифма- система рифмовки авав
составная рифма - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов
тавтологическая рифма - повтор слова в конце стихов
усеченная рифма - рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов

Рубаи –
четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.

Сицилиана –
восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.

Словораздел –
граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.

Слог –
единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.

Сонет –
четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.

Спондей –
1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов.

Стих –
ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.

Стиховедение –
отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.

Стихосложение –
искусство ритмической организации художественной речи.
метрическое стихосложение- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания; употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
силлабическое стихосложение- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники
силлабо-тоническое стихосложение- слого-ударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов
тоническое стихосложение - основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное; преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением

Стопа –
единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.

Строфа –
группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
королевская строфа - семистишье, система рифмовки АББААВВ
одическая строфа- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД
спенсерова строфа - девятистишье, представляющее собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха
онегинская строфа- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ

Строфика –
раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.

Стык –
звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.

Тактовик –
тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.

Терцет –
трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д.

Терцина –
трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.

Трибрахий –
1)античная стопа из трех коротких слогов;
2) в силлабо-тонике ослабленная стопа (безударная) в трехсложных размерах.

Тринадцатисложник –
силлабо-тонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.

Триолет –
восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.

Ударник –
акцентный стих.

Фигурные стихи –
стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.

Фоника –
1) звуковая организация речи;
2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

Хиазм –
синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.

Хокку (хайку) –
нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5.

Холостой стих –
нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.

Хорей –
(о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.

Цезура –
словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.

Четверостишье –
строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.

Эллипсис –
1) пропуск подразумеваемого слова;
2) замена сказуемого междометием.

Энклитика –
перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.

Эпифора –
повторение слов или словосочетаний в конце стихов.

Эхо-рифма –
парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.

Ямб –
(от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в.), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в.).
User is offline
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 30.04.2024 - 17:02
Мобильная версия | Lite версия