На момент выхода фильма на экраны, пожалуй, ещё требовалось пояснение,
что термином «хакер» называют людей, специализирующихся на особом виде
преступления – мошенничестве с использованием персонального компьютера.
И, быть может, именно поэтому вторая по счёту лента англичанина
Йэйна Софтли даже в североамериканском прокате прошла практически незамеченной,
собрав чуть более $7,5 млн. Но зато стала по-настоящему «культовой»
спустя всего несколько лет, оказавшись гимном во славу не столько определённого
рода занятий, сколько – слегка бесшабашного образа жизни вскоре подросших «тинейджеров»,
уже не представляющих собственное существование без (вне?!) виртуальной реальности.
Вполне можно, пожалуй, утверждать, что именно Софтли и сценарист-дебютант
Рафаэл Моро нашли наиболее адекватную художественную форму для отражения
специфики мышления и мировосприятия человека, чья мысль словно сливается
в вольном полёте с безграничным машинным кодом. Даже в своём визуальном и
монтажном решении фильм, хочется сказать, предельно компьютеризирован,
и вообще – снят будто по виртуозной, оформленной на высочайшем техническом уровне,
но бесстрастной программе для ЭВМ. При просмотре не случайно возникает ощущение,
что авторы действительно вошли в гармонию с любимым ПК – а разве не это есть цель
любого хакера?!
Впрочем, атмосфера, не очень далёкая от виртуальной реальности какого-нибудь
современного «симулятора», не является единственным, что ценно в картине.
Само развитие действия, завязанное на мощной интриге, – подстать пульсирующему
изобразительному ряду, поскольку не позволяет оторваться
от экрана буквально ни на секунду. Поневоле отождествляешь себя
с выведенными на экране фанатиками своего дела,
готовыми сутками не отходить от мониторов.
Впечатляет и кульминация с дуэлью компьютерных гениев, доказывающая,
что пресловутая смена формаций уже не за горами.
Сорокадвухлетнему актёру Фишеру Стивенсу, чуть ли не больше всех заслуживающему похвал,
и прежде приходилось мучаться с «техникой на грани фантастики»:
достаточно вспомнить дилогию «Короткое замыкание» – о роботе с человеческой душой.
Вот и на сей раз именно ему выпала сомнительная честь выступить
своеобразным олицетворением вульгарной, вещественной цивилизации,
которая даже информационные технологии пытается использовать для заурядного
обогащения – присвоения материальных благ. Но без образа злодея
Белфорда не выглядели бы столь благородно и юные носители совсем иных идеалов,
преклоняющиеся перед царством чистых идей, с гордостью именуя себя «хакерами».
»» Нажмите, для закрытия спойлера | Press to close the spoiler ««