Книги делают нас умнее и добрее, Флейм
|
HugoBo-SS
тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM]
Группа: Модераторы Сообщений: 10.906 Регистрация: 3.04.2008 Из: Russia SPb Пользователь №: 827.869
Респектов: 4350
| Книги делают нас умнее и добрее
Недавно профессор философии Ноттингемского университета Грегори Карри (Gregory Currie) заявил в New York Times, что нам не следует утверждать о том, что литература делает нас лучше в человеческом плане. Он считает, что «нет убедительных доказательств того, что люди становятся лучше в нравственном или социальном отношении, если они читают Толстого» или другие хорошие книги. На самом же деле, такие доказательства существуют. » Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler « Канадские ученые – психолог из Йоркского университета Рэймонд Мар (Raymond Mar) и почетный профессор когнитивной психологии из университета города Торонто в своих работах, опубликованных в 2006 и 2009 годах, утверждают, что люди, активно читающие художественную литературу, способны лучше понимать других людей, сопереживать им и смотреть на мир с их позиций. Эта взаимосвязь подтвердилась даже после того, как ученые изучили вопрос с другой стороны, предположив, что чуткие и способные к сопереживанию люди предпочитают читать больше художественной литературы. В ходе исследования, проведенного в 2010 году, Мар получил аналогичные результаты у детей младшего возраста: чем больше книг им читали, тем более убедительными были результаты, подтверждающие их «теорию сознания» или модель психического состояния другого человека. В отличие от беглого поверхностного чтения, которое мы используем в интернете, «внимательное, вдумчивое чтение» – это навык, который может скоро исчезнуть, и мы должны во что бы то ни стало сохранить этот метод чтения подобно тому, как мы храним ценное историческое здание или величайшее произведение искусства. Его исчезновение поставит под угрозу умственное и эмоциональное развитие поколений, растущих в интернете, а также приведет к исчезновению важнейшей части нашей культуры – романов, стихов и других видов литературы, оценить которые могут лишь читающие люди, мозг которых в буквальном смысле натренирован именно для их восприятия. Недавние исследования в области когнитивной науки, психологии и нейробиологии показали, что внимательное, вдумчивое чтение – неспешное, с эффектом присутствия, позволяющее отмечать малейшие подробности и вызывающее множество тончайших ощущений, сложное по своему эмоциональному и нравственному воздействию – это особое, уникальное умение, которое совсем не похоже на обычную расшифровку слов. И хотя, строго говоря, для вдумчивого чтения обычная книга не требуется, заданные рамки печатной страницы необыкновенным образом способствуют именно такому внимательному вдумчивому чтению. Например, отсутствие в печатной книге гиперссылок избавляет читателя от необходимости принимать решение – нажимать на ссылку или нет, благодаря чему читатель может всецело погрузиться в содержание книги. Такое погружение или эффект присутствия становится возможным благодаря механизмам, с помощью которых головной мозг воспринимает и обрабатывает язык повествования, богатый тончайшими деталями, иносказаниями и метафорами. Они формируют образное представление, которое воздействует на те же самые участки головного мозга, которые включались бы, если бы описываемое событие происходило в реальной жизни. Эмоциональные ситуации и нравственные сомнения, составляющие основу художественной литературы, также являются эффективным способом тренировки мозга – благодаря им мы как бы проникаем в головы и души вымышленных персонажей и приобщаемся к их мыслям и чувствам. Более того, как утверждают ученые, эти процессы повышают наши способности к сопереживанию в реальной жизни. Вряд ли что-либо подобное происходит, когда вы просто прокручиваете мышкой информацию на сайте TMZ (на котором публикуется светская хроника – прим. перев.). И хотя это действие мы тоже называем чтением, все-таки вдумчивое чтение книг и просмотр материалов в интернете с целью извлечения информации это совсем разные вещи. Они оказывают на человека совершенно разное воздействие, производят на него абсолютно иное впечатление и развивают совершенно разные навыки. Ученые получают все больше доказательств того, что онлайн чтение, по всей видимости, менее увлекательно и доставляет меньше удовольствия – даже так называемым «обитателям цифровых джунглей», которые только так и привыкли читать. Например, Британский национальный фонд грамотности (National Literacy Trust) в прошлом месяце опубликовал результаты исследования, проведенного среди 34910 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Ученые выяснили, что 39% детей и подростков читают каждый день, используя электронные устройства, и лишь 28% из них ежедневно читают с листа. Среди тех детей, которые читают только с экранов, в три раза меньше таких, кто получает от чтения большое удовольствие, и на треть меньше тех, кто смог назвать свою любимую книгу. Сравнив детей, которые читают только электронные материалы и тех, кто читает как печатные, так и электронные книги, ученые пришли к выводу, что в первой группе в два раза меньше детей, которые относят себя к любителям чтения, т.е. читают больше других. Следует понимать, почему так важно следить не за тем, читают ли дети вообще, а за тем, как они читают, а для этого было бы неплохо выяснить, как развивались способности к чтению. «Человек не был рожден для чтения», - утверждает Мэриэнн Вулф (Maryanne Wolf), руководитель Центра по изучению навыков чтения и речи при Университете Тафтса (Tufts University) и автор книги «Пруст и кальмар: История и наука читающего мозга» (Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain). В отличие от способности понимать и воспроизводить устную речь, которая в обычных условиях развивается в соответствии с заложенной генетической программой, способность к чтению необходимо настойчиво развивать в каждом человеке. «Механизмы или схемы чтения», которые мы при этом создаем, строятся на основе процессов в головном мозге, которые были созданы природой для других целей. И эти новые механизмы могут оказаться либо прочными, либо непрочными – в зависимости от того, как часто и как интенсивно мы их задействуем. Человек, который читает текст внимательно, полностью погружаясь в содержание, защищен от отвлекающих факторов и настроен на стилистические оттенки языка. Психолог Виктор Нелл (Victor Nell) в своей статье о психологических основах удовольствия, получаемого от чтения, утверждает, что такой читатель входит в состояние, которое можно сравнить с гипнотическим трансом. Нелл обнаружил, что, когда читатель достигает максимального удовольствия от чтения, темп чтения замедляется. Чередование быстрого, беглого распознавания слов и медленного, неспешного погружения в содержание написанного, позволяет такому читателю растянуть удовольствие и обогатить впечатление от прочитанного своими размышлениями, дополнить его аналитическими рассуждениями, собственными воспоминаниями и мнениями. Такое чтение дает читателю время на то, чтобы сформировать тесную связь с автором книги, благодаря которой они как бы затевают долгую и эмоционально насыщенную беседу – как люди, между которыми зарождается любовь. Но многие молодые люди приобщаются не к такому чтению. Их чтение прагматично и осуществляется с помощью гаджетов. Разницу между этими видами чтения литературный критик Фрэнк Кермоуд (Frank Kermode) определяет понятиями «физическое, материальное чтение» и «душевное, возвышенное чтение». И если мы позволим нашим детям считать такое физическое, материальное чтение нормой, если мы не откроем для них все прелести чтения душевного и возвышенного (настойчиво приучая их к такому регулярному чтению с самых ранних лет), то мы лишим их многих радостей. Ярких впечатлений, бурных переживаний и восторгов, которых они никогда не смогут испытать другими способами. Мы лишим их возможностей облагородить свои души, обогатить свои знания и, тем самым, повысить свою человеческую значимость. Наблюдая зависимость детей от всякого рода цифровой техники, многие прогрессивные педагоги и лояльные родители говорят о необходимости «принимать детей такими, какие они есть» и организовывать процесс воспитания с учетом их «привязанности» к гаджетам. Это ошибочный подход. Нам следует показать им тот мир, в котором они еще не были – мир, в который можно попасть, только научившись внимательно и вдумчиво читать обычные книги. »» Нажмите, для закрытия спойлера | Press to close the spoiler «« Источник: "Time", перевод inoСМИ | |
| |
14.06.2013 - 15:17 |
zoog
профи!
Группа: Пользователи Сообщений: 913 Регистрация: 13.09.2007 Пользователь №: 497.976
Респектов: 52
Предупреждений: 0
| Цитата | Quote Есть исследования с подобными результатами или, хотя бы, пруфы какие заслуживающие доверия? увы(( только логика, но не ориентир для многих людей. | |
| |
14.06.2013 - 16:47 |
HugoBo-SS
тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM]
Группа: Модераторы Сообщений: 10.906 Регистрация: 3.04.2008 Из: Russia SPb Пользователь №: 827.869
Респектов: 4350
| Логика понятна, но с числом % не согласен...хотя, если под "силой" подразумевать разноплановые понятия ( физическая, моральная, интеллектуальная, душевная, а также всякие материальные ресурсы, социально-общественные связи и прочие внешние факторы, по отношению к индивидууму) то и все 100% ЗЫ Пример понимания, но не приятия | |
| |
14.06.2013 - 19:19 |
HugoBo-SS
тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM]
Группа: Модераторы Сообщений: 10.906 Регистрация: 3.04.2008 Из: Russia SPb Пользователь №: 827.869
Респектов: 4350
| Цитата | Quote(zoog @ 14.06.2013 - 20:05) В каком браузере его смотреть Причём здесь браузер? Это мой пример. ) А диалог, смею напомнить, о влиянии книг на внутреннее развитие человека, а не об общественной активности и доминировании в социуме, хотя первое, как минимум, не мешает последнему. | |
| |
14.06.2013 - 21:07 |
HugoBo-SS
тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM]
Группа: Модераторы Сообщений: 10.906 Регистрация: 3.04.2008 Из: Russia SPb Пользователь №: 827.869
Респектов: 4350
| Цитата | Quote(zoog @ 14.06.2013 - 22:25) именно образованность делает человека уязвимым к современным формам и способам рабовладения а НЕобразованность не делает? Или Необразованный, просто, не ведает и не задумывается так о современном рабстве, впрочем, как и о рабстве прошлых времён? Кого проще "развести" из этих двух категорий? | |
| |
14.06.2013 - 22:43 |
Iggi
житель Земли
Группа: Заблокированные Сообщений: 1.915 Регистрация: 5.02.2006 Из: Серебряный Бор Пользователь №: 117.099
Респектов: 1423
| | |
| |
15.06.2013 - 3:45 |
Ramz
профи!
Группа: Пользователи Сообщений: 625 Регистрация: 18.02.2007 Пользователь №: 337.767
Респектов: 123
Предупреждений: 0
| А при чем тут необразованность? получение образование не есть знание и его применение в работе, быту, повседневной жизни. Если например, сравнить деревенских с городскими... то бывают индивидуумы, которые и без образования заткнут за пояс сверх образованного. Как восприятие, мировоззрение, в тебе родители привили, так и будет, книги не главное Инстинкт в конце концов есть... вот запусти городского в деревню, он загнется, убежит к благам цивилизации города, скорее так. Как и деревенские стремятся в город...На сегодня что имеем в связи с этим? | |
| |
15.06.2013 - 13:48 |
HugoBo-SS
тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM]
Группа: Модераторы Сообщений: 10.906 Регистрация: 3.04.2008 Из: Russia SPb Пользователь №: 827.869
Респектов: 4350
| Цитата | Quote(Ramz @ 15.06.2013 - 5:45) вот запусти городского в деревню, он загнется, убежит к благам цивилизации города, скорее так. Как и деревенские стремятся в город... Это высказывание - штампы. Хотя моя родина - большой город Ленинград (СПб), по деревням помотался в жизни и пожил, и никаких особых дискомфортов, в плане отсутствия благ цивилизации, не ощущал. И знаю достаточное количество подобного рода людей. "Потреблядства" в виде разнообразного гламура - не есть блага цивилизации (ИМХО) И знаю массу людей, что не стремятся из деревни в города и из "провинций" в "столицы", если есть занятие на месте; и даже еcли нет, то ищут места не в крупных городах-муравейниках. Причины разные: от плохого воздуха до неприятия пустой, бесполезной суеты, которую сами горожане не замечают (а со стороны оно видней ) Цитата | Quote(zoog @ 15.06.2013 - 8:43) - чем плоха сама по себе? Такими темпами мы можем дойти, в обсуждении, до вывода, что книги - зло Чем восхищение поизведениями Гёте и Шиллером; Ницше, Кафкой и Гессе мешает убить немца ( в смысле аля фашиста ВОВ, я правильно понимаю? ). Само по себе ничем. Цитата | Quote(zoog @ 15.06.2013 - 8:43) неразумно начитанного человека Однобоко воспитанного, скорее? Так это не вина книг, как таковых. | |
| |
|
|