Все приведенное ниже писал лично я в процессе обуждения формата в различных конференциях. Писалось не в одно время, поэтому текст получается похожим на «расчлененный». Я планировал сам привести все это в читабельный вид, но пока нет на это времени, к сожалению...
Если вы желаете ощутить на себе качество сжатия Ogg Vorbis, то предлагаемый экперимент вас заинтересует. У вас это отнимет не более 15 минут, но результат вас должен будет порадовать.
Для работы вам понадобится архив специальной версии программы foobar2000 (
http://slutsk.net/~ve...ial_by_veg.exe , 3Mb ), настроенной для работы с Ogg Vorbis и другими дополнительными возможностями, которые могут вам пригодиться. Прежде, чем приступать к работе, распакуйте программу в удобное для вас место.
Для эксперимента необходим рабочий материал - возьмите высококачественный MP3 файл со своей любимой музыкой. Именно над ней мы и поставим наш простой экперимент.
Откройте выбранный файл с помощью программы foobar2000, кликните правой кнопкой по открытому файлу в программе, выберите из выпавшего меню Convert->Run conversion->OK. Когда процесс кодирования будет окончен, В той же директории, где лежал выбранный файл, появится его дубликат в формате Ogg Vorbis.
Теперь откройте оригинал и дубликат вашей мелодии, сравните качество. Как и ранее, хорошее? Теперь взгляните на объемы файлов. В принципе, вот и весь экспиримент. Выводы делайте сами - это очень важно.
Если вы заинтересовались, предлагаем подробнее познакомиться с Ogg Vorbis.
MP3 же давно не отвечает потребностям времени. Его качесвто сжатия оставляет желать лучшего, есть много технических недостатков.Многим не нравится большой объем файлов при удволитворительном качестве. Но не нут то было! Появилось множество других конкурирующих форматов, однако OGG показал себя много лучше. равните хотя бы характеристики по качеству!
VEG © (17.06.04 19:49)
MP3 / OGG
112kbps - 14.0kHz / q-1 48kbps - 15.5kHz
128kbps - 16.0kHz / q0 64kbps - 15.5kHz, q1 80kbps - 16.0kHz
160kbps - 18.0kHz / q2 96kbps - 16.5kHz, q3 112kbps - 18.0kHz
192kbps - 20.0kHz / q4 128kbps - 21.0kHz
224kbps - 20.5kHz / q5 160kbps - 22.0kHz
256kbps - 21.0kHz / q6 192kbps - 22.0kHz
320kbps - 22.0kHz / q7 224kbps - 22.0kHz
/ q8 256kbps - 22.0kHz
/ q9 320kbps - 22.0kHz
/ q10 500kbps - 22.0kHz
Как видите, OGG пытается передать полную звуковую картину уже начиная с битрейта в q5 160kbps включительно, и с повышением этого параметра начинается именно улучшение качества без потрерь частот. Это просто поразительно! MP3, как видите, такое свойственно лишь при одном единственном битрейте в 320kbps.
Битрейт q-1 48kbps отличается от q0 64kbps лишь тем, что при q-1 алгоритм более активно обрабатывает звук, и из-за этого на некоторых песнях иногда проявляются артефакты. Не зря же ему было дано минусовое качество. Именно поэтому я рекомендую использовать качество q-1 с глубокой осторожностью, после сжатия проверять музыку на наличие артефактов, (такое случается довольно часто, примерно в 15% случаев). Чтобы избежать этих проблем используйте качество q0 и выше, по вашему вкусу.
Выбор битрейта
Наверное, наиболее интересными для читателей будут варианты битрейтов, приближенные к качеству компакт-диска, т.е. с частотой дискретизации в 44kHz. Ну что же, рассмотрим основные варианты:
OGG q-1 48kbps - OGG q0 64kbps являются оптимальным выбором для портативных устройств типа PDA/OGG-Player/ноутбука, смотрится наиболее приемлемым для распространения музыки в сети, для простушивания интернет-радио, для хранения не совсем любимых песен, для хранения музыки родственников (они не заметят подмены)...
OGG q1 80kbps - OGG q3 112kbps будет оптимально для домашнего компьютера, чтобы слушать музыку фоном, или устраивать любительские дискотеки, для хранения музыки радиостанциям...
OGG q4 128kbps наиболее подходит для прослушивания композиций на бытовом музыкальном центре, для проведения дискотек...
OGG q5 160kbps - OGG q7 224kbps это - только для меломанов с высококачественным оборудованием, для целенаправленного наслаждения мелодией, хранения самых дорогих записей...
OGG q8 256kbps - OGG q10 500kbps для тех, кому мало отменного качества (лучше поберегите мегабайты).
У OGG есть ряд дополнительных особенностей.
1. В его можно записывать неограниченное количество тегов любой длины, в теги можно заносить любую информацию - будь то текст песни или фотография обложки альбома.
2. Возможность очень тонкой настройки компрессора. Можно выбирать качество от -1.00 до 10.00, причем включая все дробные позиции типа 3.27. Можно выставлять любую частоту дискретизации, хоть 12345Hz.
3. Формат полностью открытый. При q5 и выше практически полностью уничтожен эффект пре-эхо (кодер gt3b1 OGG). В MP3 пре-эхо есть даже при 320kbps.
4. При использовании кодера floggy OGG можно сжимать файлы с гипер-низкими битрейтами 1.0kbps и выше
5. До 256 каналов независимого звука!
6. В одном файле может быть несколько трэков со своими тегами, при загрузке одного файла в плей-листе появляются все трэки по отдельности.
7. В отличие от MP3, OGG VORBIS не добавляет в начале и конце трэка 0,2мс. тишины, что делает этот формат идеальным для хранения аудио с последующим прожигом его на болванку (часто делают так, что один трэк постепенно входит в другой, и паленькая пауза в случае с MP3 портит весь эффект).
Это официальные сайты разработчиков:
http://www.vorbis.com/http://www.xiph.org/ogg/vorbis/Страница Gaft’а, разработчика альтернативного енкодера GT3b1, позволяющего почти полностью избежать эффекта «преэхо», оптимизированого для средних и высоких битрейтов:
http://www.sjeng.org/vorbisgt3.htmlТам же, очень интересные примеры сжатия со сверхнизкими битрейтами (3,8..6!!!). Честно говоря, тут используется не совсем Vorbis, а его авторская разновидность Floggy:
http://www.sjeng.org/floggy.htmlFloggy входит в gt3b1, доступ к ему открывается при установке параметров -q-2 --resample 6000 [частота дискретизации, от 1000 до 9000]
Многие сторонники MP3 приводили мне в аргумент поддержку последнего стандартным проводником из XP (редактирование тегов и т.д.). Но для OGG есть аналогичная вещь, причем ее можно установить даже на Windows 98. Адрес проекта:
http://vorbisext.sourceforge.net/Нашлись люди, которые слушают музыку стандартным Windows Media Player. Им (и остальным, чей плееер поддерживает DirectShow фильты) могу посоветовать установить специальные OGG DirectShow фильты. Адрес проекта:
http://www.illiminable.com/ogg/ . Замечу, что поддержка vorbis включена в пакеты кодеков типа «K-lite codec pack» или «Nemo codec pack».
Несколько месяцев назад появился новый тюнингованный кодер от aoTuV, качество которого значительно превосходит предыдущий тюн от Gaft'а, и при этом сохраняется 100% совместимость формата. Скачать можно здесь:
http://www.geocities....c_aoTuV_b3.zip . В тюн добавлен полноценный режим качества -2. Теперь доступны все промежуточные значения от -2 до -1.
Если кто-то не хочет слушать OGG ни на чем другом, кроме Winamp 2.x, то предлагаю скачать плагин:
http://slutsk.net/~veg/winamp_ogg.zip . Этот плагин включен в пакет начиная с 2.73 версии.
Вот еще один DirectShow фильтр для OGG, еще несколько интересных мелочей...
http://tobias.everwicked.com/Буквально на дных вышел новый тюн от Archer, являеющийся модификацией кодера от aoTuV b3, но с повышенной скоростью кодирования в 2-4 раза. Проведенные мной тесты показали, что качество почти не уступает оригиналу. Если бы кодеру от aoTuV дать оценку 5, то ускоренной модификации можно было бы дать оценку в 4.9. В общем, если у кого-то слабоват процессор, рекомендуем эту версию.
Вот тут версия от Archer и тесты скорости на разных процессорах ( обратите внимание, что PentiumM 1.2gHz работает почти с той же скоростью, что и AthloncXp 1700+ ):
http://translate.goog...hl=en&ie=UTF-8 &oe=UTF-8&prev=/language_tools
P.S. Извините, что пока все так смешано. Это мои предварительные наброски для написания статьи. За всеми словами стоит опыт работы с Ogg Vorbis более года, все эти тексты были набросаны по мере появления различной информации.