Православные именинники: Андрей, Федора.
Католические именинники: Люция, Одилия.
Апостола Андрея Первозванного. Свт. Фрументия.
Русская православная церковь чтит память апостола Андрея Первозванного, явлюящимся на Руси одним из наиболее почитаемых православных святых. Андрей был самым первым из апостолов, последовавшим за Сыном Божьим, за что и получил прозвание "Первозванный". Апостол Андрей проповедовал христианство в разных странах. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Крым, Причерноморье. 13 декабря примерно 62 года н.э. апостол за свою проповедническую деятельность был казнен на распятии в греческом городе Патры.
Имя Андрея Первозванного носит высший в современной России орден, а на мачтах боевых кораблей российского флота реет флаг с изображением Андреевского креста.
В 1991 г. была учреждена православная премия св. Андрея Первозванного. Премия имеет международный статус,вопрос о ее присуждении решается на самом высоком церковном уровне и вручается ежегодно. Среди удостоенных премии - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарх Сербский Павел, мэр Москвы Юрий Лужков и др.
В 2000 г. премии удостоены Святейший Патриарх Иерусалимский Диодор, митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), управляющий делами Московской Патриархии, постоянный секретарь Академии наук Франции Элен Каррер д'Анкос, губернатор Красноярского края Александр Лебедь, бывший губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко и народная артистка СССР Ирина Архипова. Церемония вручения премии приурочена к празднуемому дню св. Андрея Первозванного.
Рождественский (Филиппов) пост (28 ноября - 6 января).
День святой девы и мученицы Луции (Люции) у католиков - охранительницы зрения. Памятный день, приходящийся на период Адвента, но не связаный с циклом рождественских обычаев.
Андрей Первозванный, святой Андрий. Гадают, слушают воду, как 12-го. На Андрея тихо - хорошая зима. Девушки гадали на балабушках - маленьких пирожках, воду для приготовления которых носили от колодца во рту. Собравшись вместе, девушки выкладывали свои балабушки в ряд. Чью балабушку первой собака съест - той первой и замуж идти, но горе, если пес только надкусит да не съест. Щедрый вечер.
День Мольбы об истинных женихах. Андрей Первозванный - покровитель морского искусства. Ему же молятся девицы о даровании хороших женихов. Предшествующая этому дню ночь называется "Андреева ночь". По народному поверью в эту ночь молодым девушкам и парням может явиться образ суженых. Для этого, ложась спать кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи моего хлебушка отведать".
День святого апостола Андрея Первозванного.Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.
Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.
Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.
Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.
День святой Люции«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев - липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен - сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него - увидишь, то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы...»
13 декабря католики отмечают память св. Люции, мученицы времен Диоклетиана (III в.)
Имя Люция происходит от латинского слова «lux» - «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Лукией ночи убывают». Появилась она еще при юлианском календаре, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Лукией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
По легенде, у св. Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах св. Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне - дне св. Люции. По некоторым поверьям на св. Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать» попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши и т.д.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича и пр. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись и т.п.; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь), стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо и т.д.
Еще одним магическим способом защиты от злых сил и ведьм в частности было исполнение на св. Люцию т.н. «бесчинств». Такие бесчинства, как правило, заключались в том, что молодые парни вечером собирались группой и крали по дворам все, что могли (дрова, хозяйственную утварь, личные вещи, одежду и обувь), разбирали заборы, разваливали поленницы, отпиливали дышло с воза или перегораживали возами дорогу, замазывали окна домов известью (чтобы заставить обитателей дома из-за царящей в доме темноты проспать дольше обычного)... Такое ненормированное, «перевернутое» поведение людей должно было дезориентировать и отпугнуть нечистых духов: им как бы давали понять, что в данном месте присутствует некое хаотическое начало, которое сильнее их и может нанести какой-либо ущерб им самим.
Но несмотря на все это, встречаются также и представления о том, что Люция охраняет и защищает людей от ведьм. Женщины в день ее памяти не пряли, «чтобы не спутать волосы святой», а также не мылись и не стирали, чтобы не причинить Люции боль.
Мотивы прядения встречаются в обряде ряжения св. Люцией. В Словакии, Валахии и южной Чехии «Люцки», одетые во все белое, с лицами, закрытыми покрывалом или волосами, в день св. Люции ходили по домам. «Люция» проверяла чистоту и порядок в доме, а также количество и качество пряжи, выпряденной хозяйкой.
Интересно, что «Люцки» и их свита порой во время всего обхода сохраняли молчание, ходили зачастую необычной походкой (раскачиваясь, прихрамывая, ковыляя или подпрыгивая), обещали следить за поведением детей из-за печной трубы и пр. Они вели себя скорее как ряженые-демоны, чем как ряженые-святые. В некоторых местах «Люции» имели даже откровенно демоническое обличье: они одевались в белые балахоны, посыпали лица мукой или сажей, растрепывали волосы, иногда вставляли вырезанные из репы устрашающие клыки или приделывали себе горб, порой оборачивались гороховой или житной соломой. Иногда «Люцкам» придавались и некоторые черты, свойственные обычно демонам: например, они имели конскую голову, гусиные лапы, птичий клюв и т.п.
Двенадцать дней от св. Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом» словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве... Гадания у всех народов разные.
Например, поляки и словаки для того, чтобы узнать, каким будет урожай, каждый день брали по одному угольку из печи и загадывали на него вид выращиваемой культуры, а потом смотрели: если будет сыпаться много пепла, то и урожай будет хороший. О замужестве девушки гадали чаще всего по распустившимся веточкам вишни, поставленным в воду (они должны были распуститься к Рождеству). Зазеленевшая веточка могла обозначать удачу и счастье в будущем году, щедрый урожай фруктов и здоровье семьи, а кое-где еще и «честность» девицы. О суженом девушки гадали, вытягивая из-под подушки листочки с именами парней, и это называлось «гаданием св. Люции» (wrozba sw. Lucji).
День святых Фаддея и Варфоломея в АрменииДень святых Фаддея и Варфоломея, апостолов, принесших христианство на территорию Армении.
Святой Фаддей - один из 12 учеников Христа. Восприняв его учение, стал прозываться Леввеем, то есть «сердечным», и Фаддеем, то есть «хвалящим», ибо прославлял Христа и возвестил Евангелие многим народам. Проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии, Армении. В Армении был замучен, пригвожден к кресту и пронзен стрелами. Через три века на месте захоронения апостола был возведен монастырь Тадеи. Мощи святого Фаддея хранятся в Эчмиадзинском соборе.
Святой Варфоломе́й - в новозаветном повествовании и в христианских легендах один из двенадцати апостолов. Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии, после чего направился в Армению, куда принес рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 году его схватили и казнили. Вместе с ним были казнены 2000 христиан.
остальные события дня